« Создание мотивационной среды, способствующей повышению качества образования эстетических предметов в школе ». Доклад на 1 заседании стажировочной площадки учителей искусства и МХК Энгельсского муниципального района Даниловой Е. Я.
Проблема « Новой школы » одной из первых обозначена философская. Школа должна перестроиться. Она должна давать принципиально иное образование, уделяя равное внимание интеллектуальному, духовному и творческому развитию человека. Причем под творчеством понимается не живопись или стихосложение, а способность человека к созиданию. ( Александр Сайбединов - директор « Авторской школы » п. Светлый Томской обл ).
Результат школьного образования во многом связан с развитием субъектности обучающихся. Быть субъектом ( созидателем, автором, распорядителем ) означает быть хозяином своей жизнедеятельности. Цель : развитие личности, способности к непрерывному самосовершенствованию и самообразованию.
образная концепция Изучение эстетического направления предполагает обращение не к одному или нескольким видам искусства, а ко всему миру художественной культуры, который имеет весьма сложное строение. Центральное место в комплексе подходов интегративного изучения мировых художественных процессов должна занять образная концепция человека, духовное содержание его социального бытия, отражённое разными способами художественной деятельности.
У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.
Психологическое сопровождение. тестирование учащихся по выявлению знаний, умений, навыков ( мониторинг ); диагностика мотивации достижения и наличия творческого потенциала у учащихся ; диагностика индивидуальных способностей учащихся ; тестирование самооценки своих способностей.
Задачи учителя : размыть позицию неуспевающего ; повысить самооценку ; установление отношений сотрудничества между учителем и учеником.
Познавательные задания должны включать в себя всю систему познавательных действий : воспитание, запоминанием, осмыслением, логического и творческого мышления.
При организации творческой работы учащихся можно использовать самые различные технологии, но за основу взяты эстетические воззрения Ф. М. Достоевского, выраженные в словах « красота спасет мир ». Сухомлинский эту мысль ввел в теорию воспитания красоты : « через красивое к человечному ».
Методика Л. М Предтеченской Особенностью методики является система художественно - педагогической драматургии урока. Над этой программой Л. М. Предтеченская работала 25 лет Цель системы - силой воздействия различных искусств в их комплексе формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую восприимчивость. Задачи преподавания - создавать условия для живого общения учащихся на уроке с произведениями мирового искусства, внеклассных занятиях и во внешкольной жизни. « Взволновав, заставить задуматься », - таков основной девиз Л. М. Предтеченской.
Способы мотивации к обучению : Элективные курсы ( привлечение внимания учащихся к многообразию современных профессий ; Внеклассная работа ( кружки, экскурсии, походы ); Проектная деятельность ; Исследовательская деятельность ; Использование информационных технологий.
Элективный курс. « Серебряный век русской культуры » Одним из возможных вариантов развития творческой деятельности является использование на уроках деловых игр. Практика проведения уроков - семинаров с использованием деловой игры способствует совершенствованию и активизации учебного процесса, стимулирует познавательную активность и развивает творчество. Работа учеников во время игры предполагает создание со стороны учителя максимально благоприятных условий для развития творческого потенциала, развитие воображения, фантазии, мышления. Не менее важным является то, что, участвуя в игре, даже неудачники могут достигнуть успеха. А. М. Горький писал: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».Игры активизируют умственную и творческую деятельность учащихся.
Результаты деловой игры :
Внеклассная работа ( кружки, экскурсии, походы )
Проектная деятельность.
Исследовательская деятельность применение экологических практик.
Использование информационных технологий.