Развитие учебно- исследовательской деятельности в образовательном процессе В.М.Дрофа, доцент кафедры педагогики и психологии ИПКиППРО ОГПУ, к.п.н.
ПЛАН 1. Основы учебно-исследовательской деятельности 2. Содержание и структура программы «Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования // Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост.Е.С.Савинов]. - М.: Просвещение, 2011 умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки В ходе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся освоят
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования // Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост.Е.С.Савинов]. - М.: Просвещение, 2011 потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт; основы критического отношения к знанию, жизненному опыту; основы ценностных суждений и оценок; уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами; основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох В результате учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий у выпускников будут заложены
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - метод, исходной посылкой которого служит идея о наличии определенного сходства этапов и логики учебного и научного познания. Предполагает организацию учебного процесса, при которой обучаемый осваивает элементы методологии и методики научного анализа явлений и процессов и овладевает умениями самостоятельно получать новое для него знание (Онушкин В.Г., Огарев Е.И.)
Технология учебного исследования Знакомство с источниками; Выявление проблемы; Постановка (формулирование) проблемы; Прояснение неясных вопросов; Формулировка гипотезы; Планирование и разработка учебных действий; Сбор данных (накопление фактов, доказательств и пр.); Анализ и синтез собранных данных; Сопоставление данных и умозаключений;
Технология учебного исследования (окончание) Подготовка и написание (оформление) сообщения; Выступление с подготовленным сообщением, переосмысление результатов в ходе вопросно-ответной беседы; Проверка гипотез, построение обобщений; Построение выводов, заключений