Влияние коммуникативных действий учащихся старших классов на формирование навыка командной игры в баскетбол
Гипотеза Мы предполагаем, что успех усвоения навыка командной игры в баскетбол будет зависеть от степени сформированности коммуникативных действий старшеклассников.
Цель Определить влияние коммуникативных действий на формирование навыка командной игры в баскетбол.
Задачи 1. Перегруппировать программный материал в разделе «баскетбол» 2. Провести вводный контроль игры в баскетбол и определить экспериментальный класс 3. Выбрать необходимые модели игры в баскетбол и проанализировать с учащимися их преимущество и недостатки 4. Выработать совместно с учащимися критерии оценивания навыка командной игры в баскетбол 5. Создать разнообразные условия для формирования коммуникативных действий учащихся в командной игре баскетбол 6. Провести итоговый контроль игры в баскетбол 7. Проанализировать полученные данные.
Вводный контроль уровня владения навыка игры в баскетбол (в процентах)
Зонная защита При зонной защите игрок охраняет определенный участок площадки, а не конкретного игрока соперничающей команды Расположение защитника в конкретной зоне определяется местонахождением мяча в данный момент Существует много типов зонной защиты, которые определяются расстановкой игроков вокруг охраняемой корзины
Зонная защита: 2-1-2
Зонная защита: 1-3-1
Преимущество зонной защиты 1. Дает возможность расставить игроков в соответствии с их физическими, техническими и психическими особенностями. 2. Является более командной, легко осваивается, способна компенсировать индивидуальные проблемы игроков в обороне. 3. Способствует контратаке и частым перехватам мяча 4. Менее уязвима против комбинаций и заслонов.
Недостатки зонной защиты 1. Менее пригодна против команд с сильным снайпером. 2. Углы площадки при зонной защите менее защищены.
Нападение против зонной защиты 1. Стараться стремительным нападением разбить зону до её построения (такая атака называется быстрым прорывам ) 2. Если быстрый прорыв не получился, нападающие должны перейти к позиционному нападению. 3. Создать численное преимущество над защитниками на одной из сторон площадки.
Критерии оценивания командной игры в баскетбол 1. Выполняется ли модель игры, предложенная играющей командой 2. Учитываются ли физические, технические и психические особенностями игрока команды в предложенной модели (амплуа каждого игрока) 3. Существует ли взаимопонимание (коммуникативные действия) игроков команды
Оценочный лист навыка командной игры в баскетбол - Выполнение модели игры, Соответствие игровому амплуа - Взаимопонимание игроков команды. 1 команда 2 команда 3 команда 4 команда -Выполнение модели игры, -Соответствие игровому амплуа - Взаимопонимание игроков команды. -Выполнение модели игры, -Соответствие игровому амплуа Взаимопонимание игроков команды. -Выполнение модели игры, - Взаимопонимание игроков команды. -Соответствие игровому амплуа
Итоговый контроль уровня усвоения навыка игры в баскетбол (в процентах)
Итоговый контроль С главным упражнением раздела (игрой в баскетбол) успешно справились 99% учащихся экспериментального класса, показав высокую динамику в усвоении навыка игры Контрольные классы также показали положительную динамику в усвоении навыка игры,но менее продуктивную
Выводы 1. Необходимо внести изменения в рабочую программу прохождения учебного материала, выделив больше времени на целостную игровую деятельность. 2. Необходимо создать условия для совместной и самостоятельной работы учащихся при выборе моделей (схем) игры и критерии их оценивания. 3. Необходимо создать условия для самостоятельной работы учащихся в выборе учебного пространства и различных форм организации коммуникативных действий учащихся при командной игре в баскетбол.
Практическая значимость Результаты исследования можно использовать, при изучении программного материала в разделе баскетбол, для учащихся классов, а также во внеурочное время.