Педагогическое конструкторское бюро
Тема «Формирование, развитие и мониторинг ключевых компетенций учащихся».
Как учителю сконструировать компетенции? 4 элемента содержания образования: 1. Опыт познавательной деятельности: результат - знания. 2. Опыт осуществления известных способов деятельности: результат - умение действовать по образцу. 3. Опыт творческой деятельности: результат – готовность принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях, действовать в изменённых условиях, приближённых к жизненным. 4. Опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений: результат -личностные ориентации и приращения.
Порядок формирования компетенций: 1. Определить объекты действительности, относительно которых необходимо сформировать опыт деятельности. 2. Определить общекультурные знания об объектах изучаемой действительности. 3. Определить общеучебные умения, навыки, способы деятельности относительно объекта действительности. 4. Определить личностную значимость для учащихся.
В практике учителя истории это выглядит так: класс Объекты действительности (по темам) знания Умения и навыки (зафиксированные в программе) Способы деятельности. Личностные отношения. Цифры. Факты. Персоналии. События. Центры событий. Отношения ( «чужие») Умение работать с текстом учебника, документами (по программе). Умение передавать известное содержание. Умение находить аргументы для доказательства точки зрения. Умение работать с вне учебными текстами, выбранными учащимися самостоятельно. Умение аргументировано высказывать собственную точку зрения. Умение делать выбор. Умение видеть в современных событиях отражение прошлого. Умение оперировать историческими знаниями в повседневной жизни. Умение определять собственные жизненные ценности и смыслы.
Технология деятельности учителя по определению компетенций и работе по их формированию на уроке: Выделить узко предметные умения и навыки, формируемые в рамках данного курса (согласно учебной программе). Определить, какие общеучебные умения лежат в основе успешного выполнения предметных умений и навыков, обеспечивают их усвоение. Выделить в полученном перечне ту группу общеучебных умений, формирование которых может быть обеспечено средствами данного курса. Определить, освоение, какого личностно значимого опыта обеспечивает учащимся владение данными общеучебными умениями, овладению какими компетенциями способствует. Спланировать виды деятельности, формы представления результата работы, подобрать соответствующее содержание заданий, сформулировать к ним задачи, вопросы. Осуществить мониторинг овладения общеучебными умениями и компетенциями.
Подход к планированию урока в условиях компетентностного подхода Идёт не от содержания - к деятельности ( от учителя: мне надо рассказать, и я это сделаю так..), а от деятельности к содержанию ( от ученика: чему может научиться ученик, какими умениями, навыками, способами деятельности овладеть, как презентовать себя, реализовать свои ресурсы, интересы, и провести это через содержание.)
Мониторинг состоит из 2-х уровней: 1. Контроль уровня владения общеучебными умениям средствами предмета. 2. Добровольный, через компетентностную олимпиаду.
Контроль уровня владения общеучебными умениям средствами предмета. Содержание компетенции. Инструментарий отслеживания. Знания. Тест, контрольная работа, устный опрос, практическая работа, лабораторная работа и др. -5 бальная Умения и навыки. Творческая работа, практическая работа, лабораторная работа, эссе, моделирование и др. -5 бальная -уровневая Способы деятельности. Проектная работа, дело и деятельность, проект, исследовательская работа, выполнение компетентностных задач и заданий и др. -5 бальная -уровневая -востребованность личностью -востребованность социумом Эмоционально- ценностное, личностное отношение. Анкетирование, тестирование, психологическая диагностика, наблюдение и др. -уровневая