МОУ МОУ «СОШ3 им.генерала Нахушева Б.М.» с.п. Заюково с.п. Заюково Шидова С.Х., учитель русского языка и литературы
Интеллектуальная игра по русскому языку для эрудитов Интеллектуальная игра по русскому языку для эрудитов 8 «А» класса. 8 «А» класса.
Наша игра предполагает следующие цели: 1) развитие интереса учащихся к культуре речи; 2) воспитание потребности быть носителем правильной и образной речи; 3) формирование умения владеть языковыми нормами и использовать выразительные средства языка.
Играют эрудиты Команда «Всезнайки» Капитан команды Хагуров Муаед Команда «Искра» Капитан команды Шогенов Асхад
1-й этап «Разминка» 1. Какое лексическое средство использовано в этом стихотворении: 1. Какое лексическое средство использовано в этом стихотворении: Ты богат, я очень беден, Ты богат, я очень беден, Ты прозаик, я поэт, Ты прозаик, я поэт, Ты румян, как маков цвет, Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ, и бледен. Я, как смерть, и тощ, и бледен.
1-й этап «Разминка» 2. С с синоним осьминога, а без с в метле нас много. 2. С с синоним осьминога, а без с в метле нас много. 3. Как переводится на русский язык слово апельсин? 3. Как переводится на русский язык слово апельсин? 4. Название какого очень распространенного дерева состоит из четырех предлогов? 4. Название какого очень распространенного дерева состоит из четырех предлогов?
1-й этап «Разминка» 5. В каком падеже личное местоимение мы состоит из двух предлогов? 5. В каком падеже личное местоимение мы состоит из двух предлогов? 6. Продолжив пословицы, определите орфограмму: 6. Продолжив пословицы, определите орфограмму: а) После драки кулаками... а) После драки кулаками... б) Соловья баснями... б) Соловья баснями... в) Шила в мешке... в) Шила в мешке... г) Яйца курицу... г) Яйца курицу...
1-й этап «Разминка» 7. Говорите правильно: 7. Говорите правильно: Нельзя говорить А как надо говорить? вылазь ездию ездиюлягетнагинаться хочем хочем
1-й этап «Разминка» 8. Пословицы шутят: в них закрались ошибки, их надо исправить. 8. Пословицы шутят: в них закрались ошибки, их надо исправить. а)Трус своей лени боится. а)Трус своей лени боится. б)Лучшее врач хорошего. б)Лучшее врач хорошего. в)Голода не бойся, по пояс мойся. в)Голода не бойся, по пояс мойся. г)Мы сами с ушами. г)Мы сами с ушами. 9. Чем отличается поступок от проступка? 9. Чем отличается поступок от проступка?
2-й этап «Дуэль» (из истории слов и выражений) объяснить значение данного выражения. объяснить значение данного выражения. а)Вернуться к своим пенатам. а)Вернуться к своим пенатам. б)Что означает слово вечор и где вы его слышали? б)Что означает слово вечор и где вы его слышали? в)Он в этом деле собаку съел. в)Он в этом деле собаку съел.
Музыкальная пауза Музыкальная пауза
3-й этап «Заморочки из бочки» 1. Она бывает длинная, густая, светлая, темная. Бывает острая, блестящая. Бывает песчаная, узкая... Что. это? 1. Она бывает длинная, густая, светлая, темная. Бывает острая, блестящая. Бывает песчаная, узкая... Что. это? 2. Прочитайте предложение двумя разными способами: 2. Прочитайте предложение двумя разными способами: Дети мои милые, зарядите тугие луки и пустите в разные стороны Дети мои милые, зарядите тугие луки и пустите в разные стороны 3. Как бы вы расставили знаки препинания в этом предложении, чтобы не было нелепицы: 3. Как бы вы расставили знаки препинания в этом предложении, чтобы не было нелепицы: Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу! Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу!
3-й этап «Заморочки из бочки» 4. Составьте из слогов поговорку о весенних месяцах: 4. Составьте из слогов поговорку о весенних месяцах: Март ап гро рель зой май в отрадой вой. Март ап гро рель зой май в отрадой вой. 5. Тайны словаря. В некоторых словарях с целью экономии места повторяющееся основное слово или корень обозначается значком «~» тильдой. Какой корень заменен тильдой в данных словах: 5. Тайны словаря. В некоторых словарях с целью экономии места повторяющееся основное слово или корень обозначается значком «~» тильдой. Какой корень заменен тильдой в данных словах: -левый человек, -ственные возгласы, -левый человек, -ственные возгласы, -ствовать хорошее начинание, -ствовать хорошее начинание, передавать кому-либо ~? передавать кому-либо ~?
4-й этап «Шарады» 1. Мой первый слог - число с нулями, у всех людей последних два, а вместе людей последних два, а вместе догадайтесь сами, всем городам она глава. 2. Начало - голос птицы, конец - на дне пруда. А целое в музее найдете без труда.
4-й этап «Шарады» 3. С глухим шипящим кругл, как мячик, со звонким как огонь горячий. 4. Начало - голос птицы, конец - на дне пруда. А целое в музее найдете без труда.
4-й этап «Шарады» 5. С м приятен, золотист, очень сладок и душист. 5. С м приятен, золотист, очень сладок и душист. С буквой л зимой бывает, а весною исчезает. С буквой л зимой бывает, а весною исчезает. 6. Числительное + гласный = ансамбль в музыке прекрасный. 6. Числительное + гласный = ансамбль в музыке прекрасный.
4-й этап «Шарады» 7. Первая цифра стоит в середине, буква с начала и буква с конца. 7. Первая цифра стоит в середине, буква с начала и буква с конца. А в целом леса, города и равнины, А в целом леса, города и равнины, к целому полны любовью сердца. к целому полны любовью сердца. 8. Крик птицы - это первый слог. Второй известный всем предлог. А третий - бурная волна. Теперь шарада всем ясна. 8. Крик птицы - это первый слог. Второй известный всем предлог. А третий - бурная волна. Теперь шарада всем ясна.
4-й этап «Шарады» 9. Мой первый слог предлог, 9. Мой первый слог предлог, а во втором мы проживем все лето, а во втором мы проживем все лето, А целое - от нас и вас А целое - от нас и вас давно уж ждет ответа. давно уж ждет ответа.
4-й этап «Шарады» 10.Союз, предлог и падежная форма 10.Союз, предлог и падежная форма личного местоимения личного местоимения Дают вкусный плод Дают вкусный плод южноамериканского растения. южноамериканского растения. 11. Суффикс и окончание ищи в слове терпелевый, 11. Суффикс и окончание ищи в слове терпелевый, приставку в слове выписать, приставку в слове выписать, корень в слове преподносить. корень в слове преподносить.
Ответы. 1-й этап. 1. Антонимы 1. Антонимы 2. Спрут прут 2. Спрут прут 3. Китайское яблоко 3. Китайское яблоко 4. С-о-с-на 4. С-о-с-на 5. В родительном: на -с 5. В родительном: на -с 6. Орфограмма не с глаголами, а)...не машут; б)...не кормят; в)...не утаишь; г)...«е учат. 6. Орфограмма не с глаголами, а)...не машут; б)...не кормят; в)...не утаишь; г)...«е учат. 7. Вылезай, езжу, ляжет, нагибаться, хотим. 7. Вылезай, езжу, ляжет, нагибаться, хотим. 8.а) не лени, а тени; б) не врач, а враг; 8.а) не лени, а тени; б) не врач, а враг; в) не голода, а холода; г) не с ушами, а с усами. в) не голода, а холода; г) не с ушами, а с усами. 9. Поступок - совершенное кем-либо действие, проступок провинность, т.е. такой поступок или поведение, которые нарушают принятые нормы. 9. Поступок - совершенное кем-либо действие, проступок провинность, т.е. такой поступок или поведение, которые нарушают принятые нормы.
Ответы. 2-й этап. а)Буквально вновь прийти к домашнему очагу; пенаты у древних римлян божества, охраняющие семью и домашний очаг. Переносно «вернуться после долгих странствий домой, к родным местам, на родину». а)Буквально вновь прийти к домашнему очагу; пенаты у древних римлян божества, охраняющие семью и домашний очаг. Переносно «вернуться после долгих странствий домой, к родным местам, на родину». б)Вечор вчера вечером, у Пушкина в стихотворении «Зимнее утро». б)Вечор вчера вечером, у Пушкина в стихотворении «Зимнее утро». в)Приобрел большой опыт, основательные знания в чем-либо, мастер на что-либо. в)Приобрел большой опыт, основательные знания в чем-либо, мастер на что-либо.
Ответы. 3-й этап. 1. Коса 1. Коса 2. Заряд Ите и пуст Ите или зар Ядите и п Устите 2. Заряд Ите и пуст Ите или зар Ядите и п Устите 3. Поставить запятую перед союзом и. 3. Поставить запятую перед союзом и. 4. Март водой, апрель травой, май - грозой. 4. Март водой, апрель травой, май - грозой. 5. Привет. 5. Привет.
Ответы. 4-й этап. 1. Сто-лица. 1. Сто-лица. 2. Кар-тина. 2. Кар-тина. 3. Шар жар. 3. Шар жар. 4. Луг лук. 4. Луг лук.
Ответы. 4-й этап. 5. Мед лед. 5. Мед лед. 6. Три-о. 6. Три-о. 7. Р-один-а. 7. Р-один-а. 8. Кар-на-вал. 8. Кар-на-вал. 9. За-дача. 9. За-дача. 10. А-на-нас. 10. А-на-нас. 11. Вы-нос-левый. 11. Вы-нос-левый.
Спасибо за поддержку и внимание! Наш дружный класс говорит вам всем: Наш дружный класс говорит вам всем: « До новых встреч!» « До новых встреч!»
Мы приглашаем всех «откушать» с нами нашу «трубку мира!»