«Мировые информационные ресурсы» Кафедра «Сетевой экономики и мировых информационных ресурсов» Селетков Сергей Николаевич
Перечень тем по курсу «мировые информационные ресурсы» Тема 1. Введение. Основные цели, задачи и содержание курса. Тема 2. Мировой рынок информационных услуг. Профессиональные базы. Тема 3. Мировой рынок информационных услуг. Деловые ресурсы Интернет. Тема 4. Предпринимательская деятельность и ее информационное обеспечение. Тема 5. Государственные информационные ресурсы. Тема 6. Правовая информация. Тема 7. Российский рынок биржевой и финансовой информации. Тема 8. Коммерческая информация.
Введение. Основные понятия. Тема 1.
Основные определения Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Документированная информация (документ) – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Информационные процессы – процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. Информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Информационные ресурсы –документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах.
Первый стандарт: Знания и навыки, позволяющие определять информационные потребности для решения конкретной задачи или проблемы Круг основных задач определяется специальностью. Студент должен знать методику решения этих задач. Знания и навыки стандарта включают: 1. Умение составить общую формулировку информационных потребностей для решения данной задачи. 2. Умение выявлять ключевые определения и термины. 3. На основе анализа обобщенной информации по данной проблематике, изучения тезаурусов, отраслевых терминологических словарей, зарубежных и отечественных классификаторов уточнение формулировки информационных потребностей 4. Определение источников первичной, исходной информации, необходимой для информационного обеспечения решения поставленной задачи. 5. Определение источников вторичной информации (результатов аналитических исследований), необходимой для информационного обеспечения решения поставленной задачи. 6. Уточнение формулировки информационных потребностей.
Второй стандарт: Знания и навыки, позволяющие работать на рынке информации с учетом существующих законодательных и этических норм Знания и навыки стандарта включают: Знания и навыки стандарта включают: 1. Знание авторских прав на интеллектуальную собственность. 2. Знание законных способов использования авторских материалов 3. Знание законодательства в области прав собственности на информацию 4. Знание законодательства в части права на доступ к информационным ресурсам. 5. Знание законодательства в части защиты информационных ресурсов, отнесенных к государственной тайне и конфиденциальной информации. 6. Знание законодательства в части сертификации информационных систем, технологий, средств их обеспечения
Третий стандарт: Знания и навыки эффективного доступа к информационным ресурсам. Знания и навыки стандарта включают: 1. Знание структуры и общих характеристик мировых информационных ресурсов 2. Знание источников метаинформации. Умение находить Агентства, которые могут предоставить необходимую информацию. 3. Умение разработать план поиска необходимой информации и провести оценку стоимости ее получения. 4. Приобретение навыков поиска информации в профессиональных базах. 5. Приобретение навыков поиска деловой информации в Интернет. Освоение языков запросов ведущих поисковых систем в Интернет. 6. Оценка результатов поиска по полноте, точности и достоверности. Пересмотр стратегии поиска в случае необходимости.
Четвертый стандарт: Знания и навыки оценки полученной информации Знания и навыки стандарта включают: 1. Знание принципов и критериев оценки информации по полноте, точности. 2. Знание принципов оценки достоверности полученной от источника информации. 3. Сопоставление информации, полученной из различных источников. Умение выделить информацию, основанную на пристрастиях. 4. Умение сравнивать новые знания с основообразующими знаниями. 5. Умение определить соответствие полученной информации поставленным целям. 6. Умение определить выгоды от полученной информации. 7. Определение потребности в дополнительной информации.
Пятый стандарт: Использование найденной в мировых ресурсах информации для решения конкретной задачи или проблемы Знания и навыки стандарта включают: 1. Умение разработать структуру отчета, аналитической справки в соответствии с поставленной целью. 2. Умение корректно использовать полученную из мировых ресурсов информацию для обоснования выводов и предложений. 3. Умение использовать современные информационные технологии для подготовки отчета. 4. Знание правил оформления текста, таблиц, рисунков в отчетах и аналитических справках. 5. Умение в соответствии с существующими стандартами и правилами оформлять список литературы и источники деловых ресурсов Интернет и устанавливать ссылки на эти источники в тексте.
Перечень тем по дисциплине «Мировой информационный бизнес» 1. Введение. Основные цели, задачи и содержание курса. 2. Мировой рынок информационных услуг. Профессиональные базы 3. Мировой рынок информационных услуг. Деловые ресурсы Интернет. 4. Предпринимательская деятельность и ее информационное обеспечение. 5. Государственные информационные ресурсы. 6. Правовая информация. 7. Российский рынок биржевой и финансовой информации. 8. Коммерческая информация.
Задания на семинары по курсу «Мировые информационные ресурсы» 1. Изучение основных нормативных документов, регламентирующих информационную работу в России. 1. Изучение основных нормативных документов, регламентирующих информационную работу в России. 2. Освоение технологий работы с информационными системами (на примере работы с СПС «Консультант Плюс»). 3. Анализ содержания государственной и коммерческой информации в Интернет. 4. Контрольная работа – выявление информационных ресурсов отрасли промышленности, сельского хозяйства или сферы услуг и анализ состояния выбранной отрасли на основе выявленных информационных ресурсов.