Один из первых совершенных электродвигателей, работавших от батареи постоянного тока, создал в 1834 году русский электротехник Якоби. В 1841 году Чарльз Уитстон разработал модель так называемого синхронного двигателя переменного тока. Подлинная революция в электротехнике произошла только после изобретения асинхронного двигателя. Подобное устройство в 1879 году изобрел Бейли. В 1888 г. итальянский физик Феррарис и югославский изобретатель Тесла (работавший в США) открыли явление вращающегося электромагнитного поля. Двигатель Теслы был значительно переработан и усовершенствован русским электротехником Доливо- Добровольским.
Основные понятия магнетизма
Магнетизм - это сила природы, способная как притягивать, так и отталкивать. В отличие от силы тяжести, которая всегда является силой притяжения и действует на любые предметы, только некоторые материалы можно намагнитить так, чтобы они создавали магнитную силу, и только на некоторые материалы эта сила действует - в основном на металлы, например, железо и никель. Если предмет намагничен и оказывает магнитное воздействие, его называют магнитом. Магнит имеет два магнитных полюса: один называют северным, а другой - южным. Одноименные полюсы отталкиваются, а разноименные - притягиваются.
Таким образом, северный полюс притягивает южный полюс другого магнита, но отталкивает его северный полюс, а южный полюс притягивает северный полюс другого магнита, но отталкивает южный. Земля в действительности также представляет собой гигантский магнит, у которого есть северный и южный полюса, и именно поэтому южный полюс маленького магнита (например, стрелки магнитного компаса) всегда указывает на север. Магнитная сила образует вокруг магнита магнитное поле. Это магнитное поле состоит из силовых линий, идущих от северного полюса к южному. Если поднести друг к другу противоположные полюса магнитов, их силовые линии соединяются между собой, но если поднести друг к другу одинаковые полюса, их силовые линии расходятся.
Электромагниты
Ученые долгое время пытались понять, связаны ли между собой электрические и магнитные силы притяжения и отталкивания. В 1820 году датский физик Ганс Христиан Эрстед обнаружил, что провод с протекающим по нему электрическим током создает магнитное поле. Если же намотать провод на железный сердечник и пропустить через него ток, получится сильный магнит. Такое устройство называют электромагнитом. Затем английский физик Майкл Фарадей обнаружил, что в проводе, движущемся через магнитное поле, возникает электрический ток. Это явление называют индукцией.
Применение основных положений магнетизма и электричества к конструированию электродвигателей
Эти открытия привели к изобретению электрических генераторов и электродвигателей. Электрический генератор превращает движение (которое может создаваться паровой турбиной, ветряным двигателем и т.п.) в электрическую энергию. Электродвигатель превращает электроэнергию обратно в движение. Эти два типа машин образуют основу современной электроэнергетики.
Назначение электродвигателей. Эл. двигатели предназначены для привода различных промышленных и бытовых приборов, машин, механизмов.
Лабораторный коллекторный эл. двигатель.
Устройство эл.двигателя.
Устройство асинхронного эл. двигателя. 1. Пыльник подшипника. 2.Подшипник. 3. Крышка подшипника. 4.Ротор. 5. Обмотка статора. 6.Статор. 7. Клеммная коробка. 8.Вентилятор. 9. Крышка вентилятора.
Принцип действия коллекторного эл. двигателя. Вращение якоря эл. двигателя происходит за счёт взаимодействия магнитного поля отдельных его элементов с магнитным полем статора. Принцип вращения основан на притягивании разноимённых и отталкивании одноимённых полюсов магнита.
Применение коллекторного эл. двигателя. Применяется в электроинструменте (эл. дрель, болгарка, эл. пила, эл. рубанок), швейных машинах, эл. транспорте(поезда, трамваи, троллейбусы),некотором водном транспорте, видео и аудио аппаратуре….
Перспективы в применении электродвигателей До недавнего времени считалось, что плавное изменение скорости вращения ротора асинхронного двигателя – явление нереальное, т. к. оно связано с изменением частоты электрического тока. Теперь такие устройства появились и получили огромное развитие, что привело к падению рейтинга коллекторных эл. двигателей до 15 процентов!!!
Достоинства асинхронных эл. двигателей Высокая долговечность (нет коллекторного узла) Маленькая взрывоопасность (причина та же) Нет помех теле-радиоприёму (причина та же) Меньшее потребление электроэнергии.
Презентация подготовлена учителем технологии Успенской МОУСОШ 2 Краснодарского края, Успенского р-на, Масалититиным Николаем Ивановичем г.