Министерство образования и науки Республики Казахстан Школа-гимназия 40 имени Алпамыс батыра Программа курса «Компьютерная технология моделирования физических процессов» Подготовил: учитель физики Грязнов Юрий Петрович
Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных учебных заведениях республики Казахстан на учебный год В любом профиле обучения для учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике и ее практическим приложениям, школа может увеличить число часов на изучение физики путем предоставления прикладных курсов за счет вариативного компонента учебного плана. Это могут быть такие курсы как «Физика и техника», «Решение физических задач с помощью компьютера», «Физика космоса», «Физика и экология», «Основы радиотехники и электроники», «Биофизика», «Физика и энергетика Казахстана», «Компьютерная технология моделирования физических процессов», «Методы решения задач повышенной трудности по физике», «Решение экспериментальных задач по физике» и др.
Классы: 10,11. Количество часов в неделю: 2 ч в неделю, всего 68 учебных часа или 1 ч в неделю, всего 34 учебных часа Образовательная область: «Физика». Профиль: естественно-математический.
Цель курса: научить учащихся: строить информационные модели объектов и процессов из предметной области физика; разрабатывать компьютерные модели проводить компьютерный эксперимент, т.е. исследование компьютерных моделей. формировать и развивать исследовательские навыки учащихся.
Задачи данного курса: Познакомятся с основными правилами разработки математических моделей, алгоритмов и методами их реализации на компьютере на примере реальных моделей в физике. Получат предметные знания по физике, которые будут более обширными и глубокими, поскольку курс построен таким образом, что в нем рассматриваются классические модели, которые опираются как на знания, полученные в средней школе, так и на новые знания; Получат представления о том, как строятся реальные компьютерные модели в физике, и какие трудности возникают при их построении; Получат представление о том, что процессы, происходящие в окружающем мире, имеют единую природу и описываются единым математическим аппаратом. Научатся создавать информационные модели объектов из курса физики; Научатся использовать язык программирования ActionScript для моделирования физических процессов на примере реализации типового задания. Научатся проводить виртуальные эксперименты с использованием компью терных моделей и анализировать полученные результаты. Способны будут осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность.
Методы обучения. Основная методическая установка курса обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому моделированию физических процессов. Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий вы полняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Кроме индивидуальной, применяется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности авторского действия, выраженного в проектных формах.
Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий. Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов, перечень которых содержится в учебном пособии. В начале курса каждому учащемуся или группе должно быть предложено самостоятельно в течение всего времени изучения данного курса разработать проект, реализующий компьютерную модель конкретного объекта, явления или процесса из области физики. В процессе защиты учащийся должен будет представить не только проект, но и полученные с его помощью результаты компьютерного эксперимента по исследованию модели.
Программа SwishMax для разработки моделей
Изучение неравномерного движения тела
Схема работы АЭС
Тренажер «Реши задачи»
Анимационный плакат «Законы Ньютона»