Программа развития лидерских качеств у младших школьников Подготовила: Абросимова А. В.
Актуальность Проблема лидерства волновала ученых на разных этапах развития общества, интерес к данной проблеме проявлялся в применение активных форм обучения; в воспитании, так как эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. А также интерес к проблеме лидерства объясняется еще и тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, т.е. проявлять лидерские качества.
Цель программы Формирование и развитие лидерского стиля поведения у младших школьников
Задачи Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме исследования лидерских качеств у детей младшего школьного возраста; Рассмотреть характеристику понятия «лидерство»; Выявить особенности формирования лидерского стиля поведения у ребенка в начальной школе; Выделить психолого-педагогические условия в формировании лидерства у детей в младшем школьном возрасте; Осуществить подбор активных методов и игровых технологий, направленных на выявление лидерских качеств у ребенка младшего школьного возраста
Теоретико-методологическая основа программы «Лидерство» социально-психологический феномен, относящийся к динамическим процессам в малой группе «Лидер» авторитарная личность, за которой группа признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях
Концепции лидерства Психоаналитический подход Персонологический подход Ситуативный подход
Родительская позиция – путь к лидерству Адекватность. Эта позиция взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей – важнейшее условие его развития. Гибкость. Эта родительская позиция рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Инфантильность ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования. Прогностичность выражается в ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития
Факторы, влияющие на формирование лидерских качеств атмосфера семьи наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями позиция ребенка структура семьи
Личностный аспект лидерства в начальной школе Внезапное лидерство Негласное лидерство Харизматическое лидерство
Компоненты лидерства «Сердце класса» Эмоциональный компонент «Руки класса» Инструментальный компонент «Мозг класса» Информационный компонент
Условия формирования лидерства в младшем школьном возрасте Обеспечение многообразия деятельности, в которую включается ребенок: в любой деятельности выдвигается свой лидер и такая организация жизнедеятельности временного детского коллектива позволяет практически каждому ребенку реализовать свой лидерский потенциал. Создание самоуправления, которое может служить источником различных видов деятельности, фактором, помогающим развитию коллектива и отдельной личности в коллективе. Создание условий для обучения в различных формах, как основного вида деятельности (может являться источником для проявления лидеров); поэтому для этого необходимо формирование познавательного интереса. Формирование коллектива, так как развитый коллектив обладает огромной воспитательной силой, обладает способностью видеть в каждом ребенке личность, позволяет ей раскрыться. Личность педагога-организатора. Он своим поведением может влиять на динамику лидерства в коллективе.
Комплекс игровых методов развития лидерских качеств в младшем школьном возрасте
Изучение типа личности младших школьников Конструктивный рисунок человечков из геометрических фигур Способ рисования человечков из геометрических фигур использовался в психологии давно. Некоторые считают, что он был предложен графологом из Сан-Франциско Э. Махони. Цель применения теста: выявление индивидуально типологических различий на основе соотношения геометрических фигур в рисунке, а также графических особенностей его выполнения. Инструкция: необходимо нарисовать человечка из десяти геометрических фигур треугольника, круга и квадрата. Можно увеличивать или уменьшать эти фигуры в размере, накладывать друг на друга, важно, чтобы все три элемента в фигурке человечка присутствовали, а сумма их была равна десяти. Необходимо выполнить подряд три рисунка. Обработка данных: подсчитывается количество использованных фигур в каждом изображении человечка. Соответствующие цифры записываются в следующем порядке: количество треугольников, затем кругов и далее квадратов. Таким образом, мы получаем трехзначное число, которое обозначает «формулу рисунка». Каждая «формула рисунка» занимает определенное место в классификационной таблице Конструктивный рисунок человечков из геометрических фигур Способ рисования человечков из геометрических фигур использовался в психологии давно. Некоторые считают, что он был предложен графологом из Сан-Франциско Э. Махони. Цель применения теста: выявление индивидуально типологических различий на основе соотношения геометрических фигур в рисунке, а также графических особенностей его выполнения. Инструкция: необходимо нарисовать человечка из десяти геометрических фигур треугольника, круга и квадрата. Можно увеличивать или уменьшать эти фигуры в размере, накладывать друг на друга, важно, чтобы все три элемента в фигурке человечка присутствовали, а сумма их была равна десяти. Необходимо выполнить подряд три рисунка. Обработка данных: подсчитывается количество использованных фигур в каждом изображении человечка. Соответствующие цифры записываются в следующем порядке: количество треугольников, затем кругов и далее квадратов. Таким образом, мы получаем трехзначное число, которое обозначает «формулу рисунка». Каждая «формула рисунка» занимает определенное место в классификационной таблице
Игра «Необычное использование» Психологический смысл упражнения. Это упражнение позволяет интенсифицировать внутригрупповое общение и акцентировать внимание участников на распределение социальных ролей (генераторы идей – исполнители, лидеры – ведомые). Описание упражнения. Данное упражнение подразумевает придумывание и, по возможности, демонстрацию как можно большего числа принципиально осуществимых способов необычного использования обычных предметов (картонных коробок, кирпичей, пустых пластиковых бутылок и т.п.). Удобно использовать смятые бумажные листы. Выполняется в микрогруппах по человек, время работы – 10 минут. Представление работ происходит по такой схеме: одна из подгрупп называет или демонстрирует один способ использования предмета, следующая – еще один способ и т.д., повторяться нельзя. Выигрывает подгруппа, набравшая в итоге больше баллов. Обсуждение. Как распределились роли внутри групп: кто выдвигал идеи, а кто был лидером, а кто ведомым? С какими качествами личности одноклассников связано именно такое распределение? Насколько свойственны эти позиции для детей в других ситуациях общения? Психологический смысл упражнения. Это упражнение позволяет интенсифицировать внутригрупповое общение и акцентировать внимание участников на распределение социальных ролей (генераторы идей – исполнители, лидеры – ведомые). Описание упражнения. Данное упражнение подразумевает придумывание и, по возможности, демонстрацию как можно большего числа принципиально осуществимых способов необычного использования обычных предметов (картонных коробок, кирпичей, пустых пластиковых бутылок и т.п.). Удобно использовать смятые бумажные листы. Выполняется в микрогруппах по человек, время работы – 10 минут. Представление работ происходит по такой схеме: одна из подгрупп называет или демонстрирует один способ использования предмета, следующая – еще один способ и т.д., повторяться нельзя. Выигрывает подгруппа, набравшая в итоге больше баллов. Обсуждение. Как распределились роли внутри групп: кто выдвигал идеи, а кто был лидером, а кто ведомым? С какими качествами личности одноклассников связано именно такое распределение? Насколько свойственны эти позиции для детей в других ситуациях общения?
Игра «Без слов» Психологический смысл упражнения. Слушатели уже знают, что общение имеет три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Упражнение моделирует коммуникативную сторону общения. Описание упражнения. Три-четыре участника удаляются из аудитории. Ведущий, используя картинки, рассказывает о своем путешествии в Болгарию. Вводная для участников: как можно подробнее от своего лица пересказать следующему участнику ("Как будто это было с Вами"). При этом пользоваться картинками нельзя. Обсуждение. Дается анализ трудностей процесса коммуникации, особенностей коммуникационных процессов и понимания других людей. Психологический смысл упражнения. Слушатели уже знают, что общение имеет три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Упражнение моделирует коммуникативную сторону общения. Описание упражнения. Три-четыре участника удаляются из аудитории. Ведущий, используя картинки, рассказывает о своем путешествии в Болгарию. Вводная для участников: как можно подробнее от своего лица пересказать следующему участнику ("Как будто это было с Вами"). При этом пользоваться картинками нельзя. Обсуждение. Дается анализ трудностей процесса коммуникации, особенностей коммуникационных процессов и понимания других людей.
Игровое упражнение «Я тебе нравлюсь?» Психологический смысл упражнения. Развитие навыков общения, проявления интереса у окружающих. Описание упражнения. Каждому участнику дается задание: в течение 1,5 минуты произнести нечто с целью вызвать симпатии в группе. Обсуждение. По ходу анализа рассматриваются особенности перцептивных процессов, успехи и трудности участников (что помогает и мешает в общении). Психологический смысл упражнения. Развитие навыков общения, проявления интереса у окружающих. Описание упражнения. Каждому участнику дается задание: в течение 1,5 минуты произнести нечто с целью вызвать симпатии в группе. Обсуждение. По ходу анализа рассматриваются особенности перцептивных процессов, успехи и трудности участников (что помогает и мешает в общении).
Психологическая игра «Адаптация» Психологическая игра на выявление лидерских качеств «Адаптация» проводится для выявления лидеров, генераторов идей и исполнителей, создания творческой атмосферы. Для этого в начале игры отряд делится на микрогруппы. За выполнение заданий вручаются жетоны трех цветов: красные – тому, кто подает идеи, зеленые – тому, кто их реализует, желтые – тому, кто не участвует (желтых может и не быть). Первое задание – разминка. Каждый представляет соседа справа, предварительно пообщавшись две минуты. Определяются пять самых ярких представителей, которые становятся лидерами. Они получают пять красных жетонов. Второе задание – вокруг пяти лидеров собираются пять микрогрупп, которые формируются по желанию. Каждой группе дается задание: нарисовать дружеский шарж на любого из присутствующих. Чья идея – красный жетон, кто нарисовал – зеленый. Ребята с красными жетонами переходят в другую микрогруппу (по часовой стрелке). Третье задание – придумать творческую подпись к шаржу (предварительно ведущий собирает шаржи и раздает их в микрогруппы, учитывая, чтобы они не попали в ту же группу). Чья идея – красный жетон, кто выполнял – зеленый. Четвертое задание – «три «Д» ( Друг Для Друга): придумать для соседней группы задание. Чья идея – красный жетон, кто выполнял – зеленый. Ребята с красными жетонами переходят в другую группу. Пятое задание – ведущий для всех микрогрупп дает одинаковое задание. Игра заканчивается коллективным обсуждением происходящего и вручением лидерам групп знаков «исследователей». Психологическая игра на выявление лидерских качеств «Адаптация» проводится для выявления лидеров, генераторов идей и исполнителей, создания творческой атмосферы. Для этого в начале игры отряд делится на микрогруппы. За выполнение заданий вручаются жетоны трех цветов: красные – тому, кто подает идеи, зеленые – тому, кто их реализует, желтые – тому, кто не участвует (желтых может и не быть). Первое задание – разминка. Каждый представляет соседа справа, предварительно пообщавшись две минуты. Определяются пять самых ярких представителей, которые становятся лидерами. Они получают пять красных жетонов. Второе задание – вокруг пяти лидеров собираются пять микрогрупп, которые формируются по желанию. Каждой группе дается задание: нарисовать дружеский шарж на любого из присутствующих. Чья идея – красный жетон, кто нарисовал – зеленый. Ребята с красными жетонами переходят в другую микрогруппу (по часовой стрелке). Третье задание – придумать творческую подпись к шаржу (предварительно ведущий собирает шаржи и раздает их в микрогруппы, учитывая, чтобы они не попали в ту же группу). Чья идея – красный жетон, кто выполнял – зеленый. Четвертое задание – «три «Д» ( Друг Для Друга): придумать для соседней группы задание. Чья идея – красный жетон, кто выполнял – зеленый. Ребята с красными жетонами переходят в другую группу. Пятое задание – ведущий для всех микрогрупп дает одинаковое задание. Игра заканчивается коллективным обсуждением происходящего и вручением лидерам групп знаков «исследователей».
Игра «Большая семейная фотография» Предлагается, чтобы ребята представили, что они все – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Нео 6 ходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Больше никаких установок детям не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Вожатый может только наблюдать за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Взрослым будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения. Эта игра может открыть педагогу-организатору или вожатому новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трех. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат слово «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши. Предлагается, чтобы ребята представили, что они все – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Нео 6 ходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Больше никаких установок детям не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Вожатый может только наблюдать за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Взрослым будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения. Эта игра может открыть педагогу-организатору или вожатому новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трех. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат слово «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.
Игра «Карабас» Для проведения игры на выявление лидерских качеств Карабас детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь, встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции». В этом игровом тесте необходимо участие двух руководителей. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ре 6 ят. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще. Для проведения игры на выявление лидерских качеств Карабас детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь, встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции». В этом игровом тесте необходимо участие двух руководителей. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ре 6 ят. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще.
Выявление социометрического статуса Концептуальное описание характеристик Социометрическая структура группы несет важную информацию о характере межличностных отношений в группе. Зная такую структуру, мы можем ответить на вопросы: Кто является неформальным лидером группы? Каково распределение статусов? Кто кого предпочитает в общении? Через кого лучше оказывать влияние на другого человека? Иная информация о статусе личности в конкретном социальном окружении, мы можем оценить социально – психологическое благополучие ребенка, наметить пути его коррекции и развития. Концептуальное описание характеристик Социометрическая структура группы несет важную информацию о характере межличностных отношений в группе. Зная такую структуру, мы можем ответить на вопросы: Кто является неформальным лидером группы? Каково распределение статусов? Кто кого предпочитает в общении? Через кого лучше оказывать влияние на другого человека? Иная информация о статусе личности в конкретном социальном окружении, мы можем оценить социально – психологическое благополучие ребенка, наметить пути его коррекции и развития.
От умелого руководства, сочетания различных форм работы, направленных на формирование лидерских качеств у младших школьников, зависит социальная успешность детей в будущем, учебной, личной, профессиональной деятельности. Лидер - это тот человек, который может убедить других людей отложить на время свои собственные дела и заняться достижением общей цели, которая важна для свободы и благосостояния группы.
Источники Овчинникова Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М., Герцов А. Г. Тренинг общения для школьников. – СПб., Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 2001 г.