Методология проектирования Программы развития универсальных учебных действий
Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования.
Нужен человек обучаемый, способный самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готовый к самостоятельным действиям и принятию решений
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
обеспечивают способность учащегося к САМОразвитию и САМОсовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта Умение учиться и развиваться
Системно-деятельностный культурно- исторический подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов), интегрирующий достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностей и ЗУНовской парадигм образования.
способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
1. Личностные 2. Регулятивные 3. Познавательные 4. Коммуникативные
носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания; обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию - обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области познания.
1. Структурные компоненты целенаправленной учебной деятельности; 2. Этапы процесса усвоения; 3. Форма реализации учебной деятельности - совместная деятельность с учителем и сверстниками или самостоятельная деятельность.
Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию. Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин. УУД определяют эффективность образовательного процесса - усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
соответствие возрастно- психологическим нормативным требованиям; соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
1. Программа формирования универсальных учебных действий должна конкретизировать соответствующие разделы Фундаментального ядра содержания и являться основой для разработки рабочих программ. 2. Программа формирования универсальных учебных действий должна содержать следующие разделы: 2.1. Описание ценностных ориентиров для данной ступени образования Описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий данной ступени с предыдущей и последующей ступенями Связь универсальных учебных действий с изучением отдельных учебных предметов Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
Спасибо за работу!
Личностные УУД Познавательны е УУД Регулятивные УУД Коммуникативны е УУД