«Системно - деятельностный подход как главное условие реализации современных целей образования » Познакомиться с системно-деятельностным подходом как основой стандартов второго поколения. Цель семинара:
Б. Шоу Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность
«Человек достигнет результата, только делая что – то сам…»
Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Как помочь его самоопределению? Только с помощью действия.
Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю Китайская мудрость
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.
Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника
Деятельностный метод Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает в процессе собственной учебно-познавательной деятельности
Цели образования: - научить получать знания (учить учиться); - научить работать и зарабатывать (учение для труда); - научить жить (учение для бытия); - научить жить вместе (учение для совместной жизни.
Обучать деятельности, значит: делать учение мотивированным; учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, и средства, ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Дидактические принципы деятельностного подхода Принцип целостного представления о мире формирование единой картины мира Принцип непрерывности преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики Принцип минимакса ученику предлагается содержание образования по максимальному уровню, а ученик усваивает это содержание по минимальному уровню Принцип психологической комфортности снятие стресс о образующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы Принцип вариативности развитие способности к систематическому перебору гипотез и выбору оптимального варианта Принцип творчества максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности Принцип деятельности самостоятельное «открытие» детьми нового знания
УРОКИ: 1. уроки открытия новых знаний; 2. уроки рефлексии; 3.уроки-тренинги (общеметодологической направленности); 4. уроки развивающего контроля.
Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Урок рефлексии. Деятельностная цель: фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д. Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Урок и- тренинги Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
1. Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях. 2. Использование активных и интерактивных методик. 3. Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности. 4. Вовлечение учащихся в игровую, оценочно- дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность.
Учащиеся: работают с источниками информации; критически осмысляют актуальную социальную информацию; решают познавательные и практические задачи; анализируют современные общественные явления и события; аргументируют защиту своей позиции; выполняют творческие работы и исследовательские проекты…
Ключевых компетентностей учащихся: - готовность к разрешению проблем; - технологическая компетентность; - готовность к самообразованию; - готовность к использованию информационных ресурсов; - готовность к социальному взаимодействию; - коммуникативная компетентность.
Этапы построения урока при СДП :
Показатели владения педагогом современными технологиями -Учит детей определять границы своих знаний, ставить проблему. -Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями. -Организует учебное сотрудничество детей, учит детей работе в группе.
- Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета. - Использует современные информационные технологии. - Организует проектные формы работы
Организует совместно-распределенную деятельность детей во внеучебной работе Обеспечивает включение детей в социально-значимые проекты Обеспечивает включение родителей в событийную и проектную деятельность детей Применяет информационные технологии в образовательном процессе.
До цели четыре шага: Планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно, действуйте положительно и добивайтесь неустанно.
Синквейн. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Синквейн «Системно-деятельностный подход» Деятельностный подход, интригующий, трудоемкий. Озадачить, взаимодействовать, воплощать. Изменяет мое отношение к ученикам. Сотрудничество.