Профессионализм и формы использования индивидуального ресурса в деятельности МОУ «ООШ с. Полевое»
Обучать - значит вдвойне учиться. Ж. Жубер Профессионализм учителя - это качественная характеристика, включающая совокупность фундаментальных интегрированных знаний, обобщенных умений и педагогических способностей, его личностных и профессионально - важных качеств, культуры и мастерства учителя, готовность к постоянному самосовершенствованию.
Важной составляющей профессионализма педагога является подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов педагогической деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности.
Основой профессионализма учителя на современном этапе является его умение и готовность принятия других людей, в частности, учеников такими, каковы они есть, с их индивидуальными особенностями, умение обучать их, не давая категорических оценок этим особенностям.
5 основных стадий профессионального становления: Стадия Характеристика I.Начинающие педагоги Отличаются поведением, ориентированным на внешние правила, образцы, рекомендации. Это объясняется небольшим опытом; страхом потерпеть неудачу или совершить ошибку. II.Молодые специалисты Испытывают трудности при разграничении важных характеристик учебно-воспитательного процесса от второстепенных; стремятся выделить компоненты, составляющие реальную педагогическую ситуацию, подвергнуть их педагогическому и психологическому анализу. III.Опытные учителя Способны самостоятельно организовать и спланировать как свою, так и детскую деятельность. Характерной особенностью является умение справиться с часто неординарными ситуациями. IV.Профессионалы Характерно умение целостно, системно видеть педагогическую реальность, вычленять наиболее существенные элементы педагогической практики. V.Эксперты Склонны в своей деятельности к интуитивному целостному схватыванию сложной, требующей незамедлительного решения педагогической ситуации, отбрасывая все несущественное и второстепенное. Могут за внешними проявлениями увидеть глубокие, не лежащие на поверхности причины. Способны структурировать социально-психологические мотивы, определяющие тот или иной поведенческий акт подопечного.
Формы повышения профессионализма: 1. Курсы повышения квалификации. В учебном году повысили свою квалификацию 10 учителей, что составляет 58% от числа всех педагогических работников.
2. Методическая работа Методическая работа осуществляется в следующих организационных формах: - тематические педагогические советы; - методические объединения; - работа педагогов над темами самообразования; - открытые занятия и мероприятия; - творческие отчеты; - работа с молодыми специалистами; - методический месячник; - методические семинары; - организация работы с одарёнными детьми; - организация и контроль курсовой системы повышения квалификации; - аттестация.
3. Методические семинары Главная задача состоит в том, чтобы помочь педагогам осознать круг проблем в рамках тематики семинара и оценить возможности рассматриваемых технологий по их разрешению. Определяется группа из педагогов, которые работают над этими проблемами, у которых имеются наработки по данной теме или они представляют для них интерес. Форма работы обеспечивает и предоставляет возможность свободного обмена мнениями и опытом работы. Методические семинары учителя подкрепляют практикой, дают открытые уроки и внеклассные занятия, проводят предметные недели.
4. Методический месячник Методический месячник включает следующие мероприятия: - методическую неделю; - теоретико – практический семинар; - открытые уроки и сообщения; - педагогическую мастерскую; - педагогический совет.
Урок-практикум по ОБЖ
Уроки с использованием ИКТ
Игровые технологии на уроках немецкого языка
5. Самообразование Корней Чуковский писал: "Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, по собственной страсти. Всякое знание может быть открытием, которое вы сделали». Система самообразования состоит из пяти этапов: I этап – диагностический. II этап – прогностический (определение цели и задач над темой; разработка системы мер, направленных на решение проблемы). На этом этапе планируется выступление педагога на МО. III этап – практический (внедрение передового педагогического опыта, отслеживание процесса текущих и промежуточных результатов). Учителя дают открытые уроки, выступают на заседании методического объединения, делятся своими наработками по теме самообразования. IV этап – обобщающий (подведение итогов, оформление работы по теме, представление материалов). Планируется выступление как на МО, так и на педагогическом совете. V этап – внедренческий (использование опыта в дальнейшей работе).
6. Аттестация На сегодняшний день имеют квалификационные категории 71% педагогов. Из них: - высшая – 1 (6%) - первая – 2 (11%) - вторая – 9 (50%)
Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в высоком качестве успеваемости школьников, в их интересе к предмету. Педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.
Результаты ГИА Предмет Качество знаний (%) Успеваемость (%) История 100 Математика Русский язык Обществознание 12,5100
Профессиональный педагог это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. По определению А.В. Луначарского: «Учитель - человек, формирующий будущее, он в огромной мере является фактором этого будущего. Только личность способна воспитать личность».
Развитие самого педагога, его интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств должно опережать уровень социального окружения. Это возможно при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой ответственности, познавательной активности, постоянного объективного самоанализа и систематической работы по самоусовершенствованию.