- слабо представленные в работах методики исследования с указанием их авторства и условий применения; - не соответствие между заявленными методами, задачами; - слабо представленный анализ источников; - отсутствие актуальности работы, написанной без опоры на Международные, российские исследования и научные разработки в данном направлении
Идея - Проблема исследования - Тема исследования (объект) – Предмет – Научное направление – Тип работы - Научные факты – Исходная концепция –- Цель, задачи исследования – Гипотеза - Отбор методов – Проверка гипотезы – Конструирование предварительных выводов – Апробирование – Построение заключительного вывода (по задачам)
Есть идея?! Эврика! (интерес ребенка)
Ключом ко всякой науке является вопросительный знак. О. Бальзак
Нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать. Сущность проблемы: противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретациями фактов.
Противоречивость проблемы Истинность проблемы Место изучаемой проблемы в науке Соотношения логического и исторического Выявление главного направления исследования (ведущая идея)
Область действительности, на которую направлена деятельность исследователя (объективен – некий процесс, явление)
Опосредованное звено между объектом и субъектом исследования, отражающее способ видения объекта исследователем с позиций науки, которую он представляет.
«Прикладная и фундаментальная математика», «Физика и познание мира», «Химия и химические технологии», «Науки о Земле», «Проблемы биосферы и окружающей среды», «Водные экосистемы и рациональное водопользование», «Медицина и Здоровье. Основы здорового питания», «Природные и антропогенные ландшафты. Био - и агроценоз», «Экология растений, животного мира и микроорганизмов», «Машиностроительные и энергосберегающие технологии, прикладная механика», «Программирование», «Мультимедиа- технологии».
«Языки в межкультурной коммуникации», «Русская и зарубежная литература», «Отечественная лингвистика», «Социология и психология», «Право, искусство бизнеса и экономическое управление», «Мировая художественная культура», «Этнология», «Человек в истории России», «Проблемы и вопросы мировой истории и философии»
Типы работ: Исследовательский реферат Исследовательская работа Проектно-исследовательская работа
Содержит достаточное количество литературных источников (допускаются ссылки на Интернет- ресурсы), сформулирована проблема на основе анализа, систематизации и обобщения работ других авторов, выдвинута гипотеза по разрешению проблемы, сформулированы задачи исследования (план исследования). Желательно проведение пилотного исследования, подтверждающего правдоподобность гипотезы (не имеет практической направленности).
Наличие и ясность формулировки познавательного (исследовательского) вопроса Количество используемых литературных источников (наличие ссылок); наличие ссылок на Интернет-ресурсы Качество использования цитат (правильность оформления ссылки, уместность и логичность применения цитат, объём цитаты не более одного абзаца) Наличие анализа использованных источников Проведена систематизация работ других авторов Сформулирована проблема в одной из следующих форм: a. знание о том, что мы не знаем b. отсутствие на данный момент средств, устраняющих препятствие в деятельности и мышлении c. столкновение двух внутренних непротиворечивых знаний об одном и том же Проведено обоснование правдоподобности гипотезы (частичное подтверждение) Наличие плана исследования с указанием методов и последовательности решаемых задач.
включает реферативную часть (исследовательский реферат) и содержит описание исследования, результата, вытекающего из проведённого исследования (может не иметь практической направленности)
Критерии оценки исследовательского реферата Обоснованность полученного результата Новизна полученного результата
включает реферативную часть (исследовательский реферат) и содержит описание проведённого исследования и показывает возможность применения полученного результата (обязательна практическая направленность)
Критерии оценки исследовательского реферата Критерии оценки исследовательской работы Обоснованность применения полученного результата Практическая значимость полученного результата
То, что намерены достигнуть в итоге своей работы Представляет собой звено, шаг, этап достижения цели (глагольный вариант: проанализировать, изучить, разработать)
Развернутое предположение, где представлена методика, обеспечивающая предполагаемый результат исследования «Если…, то…»; «Чем.., тем…»
Метод сравнительно-исторического анализа литературы Метод причинно-следственного анализа Метод моделирования Метод наблюдения Методы опроса (опрос, анкетирование, беседа, интервью)
Метод оценивания Метод изучения документов и продуктов деятельности Метод тестов Эксперимент
Введение (2-3 страницы) Актуальность-обоснование с опорой на Международные, Российские исследования и научные разработки в данном направлении и личные интересы и предпочтения. Объект исследования Предмет исследования Гипотеза исследования
Цель исследования Задачи исследования Методы исследования
Глава I (теоретическая) Выводы по I Главе Глава II (практическая, описание экспериментально-опытной работе) Выводы по II Главе Заключение (1-2 страницы) Библиографический список Приложения
I этап Выбор темы и научного руководителя II этап Составление плана, работа с научной литературой, проведение экспериментов III этап Написание и оформление работы IV этап Подготовка к презентации работы, защита работ на кафедрах V этап 2 неделя февраля Городская научно-практическая конференция (дистанционный и очный этап) VI этап Апрельские Дни науки и искусства Гимназическая научно-практическая конференция VII этап март Краевой форум Молодёжь и наука