Семинар учителей Баганской СОШ 1
Преподавателю слово дано не для того, чтобы усыпить свою мысль, а чтобы будить чужую… В.О. Ключевский
Контроль знаний - необходимый элемент процесса обучения учащихся, имеющий особое значение с точки зрения управления их познавательной деятельностью. Другими словами, контроль - это важный источник информации, обратной связи, в данном случае - степени усвоения знаний учащимися.
Как правило, контроль проводится лишь для оценки знаний учащихся, в то время как результат контроля содержит в себе сигнал для управляющей деятельности учителя.
Учитывая информацию о степени усвоения материала каждым учащимся, учитель может осуществлять педагогически обоснованные воздействия на процесс обучения каждого учащегося, обеспечивать ему развивающий характер знаний и умений.
В зависимости от того, насколько объективно выявлена степень усвоения материала учащимися, настолько обоснованно и методически правильно учитель сможет организовать процесс обучения
Чем интенсивнее и какественнее контроль, тем больше условий и возможностей имеет учитель для осуществления управления познавательным процессом.
Интенсивность контроля должна отвечать принципу оптимальности. Оптимальная интенсивность контроля с точки зрения управления познавательным процессом соответствует такому контролю, при котором будет осуществляться обратная связь в процессе усвоения каждой порции учебной информации всеми учащимися независимо от их количества на каждом занятии.
Жанры уроков, обеспечивающих активизацию обратной связи Контрольная работа Зачёт Смотр знаний Лабораторная работа Практическая работа Защита рефератов, проектов, самостоятельных исследовательских, творческих работ Конференция Диспут Круглый стол Презентация Деловая игра Концертная, творческая программа
Приемы обратной связи Виды работ: Контрольная Зачётная Практическая Лабораторная Исследовательская Творческая Срезовая Самостоятельная Проверочная Аналитическая Тестовая Поисковая (частично-поисковая)
На заметку учителю Для того чтобы узнать, как усвоили учащиеся тот или иной материал и не допустить пробелов в знаниях учащихся этого материала, необходимо: не только провести контроль усвоения знаний, но и систематизировать и представить себе картину усвоения учащимися знаний, проанализировать, кто, как, какие понятия не сформировал и почему, принять решение по ликвидации пробелов, выполнить принятое решение.
Диагностические материалы учителя Классный журнал Тетрадь учёта знаний учащихся Аналитические справки( по результатам к.р.) Графики Диаграммы Карта учёта достижений учащихся Сравнительная характеристика успеваемости и какества знаний Таблица учёта индивидуальных достижений учащегося Рейтинг учащихся Портфолио учащихся
Примеры аналитических материалов учителя Учёт достижений учащихся Фамилия, имя учащегося: Иванов Ваня Класс: 3 Учебный год__________________ ФИО классного руководителя__________ Условные обозначения: О – отлично Х-хорошо П-посредственно Н-неудовлетворительно +-знаю твёрдо *-знаю, но иногда ошибаюсь =-самостоятельно не выполняю
ЗУН 1 четверть 2 четверть Самооценка ученика 3 четверть 4 четверть Самооценка ученика Коммуникатив ность ПХ+ХХ* Чтение (оценка) Навык чтения: -Способ -Прав-ость -беглость -сознат-ость -Выраз-ость ППППп ППППп ППППп ППППп +***=+***= ППППп ППППп ППППХППППХ +***=+***= 2. Работа с текстом: -Определение темы Определение идеи -составление плана -подробный пересказ -краткий пересказ ХППХп ХППХп ХППХп ХППХп +***=+***= ХППХп ХППХп ХППХХХППХХ +***=+***=
Анализ результатов среза Класс __ по списку ____ чел. Выполняло _____ чел Учитель_______________________________________ Цель срезовой работы______________________________________________________________ ____________________________________________________________________ __________________________ Результаты: «5» __ чел. «4» ___ чел. «3» __ чел. «2» ___ чел. Процент успеваемости % Процент какества % Средний балл «» Анализ результатов_________________________________________________________ ____________________________________________________________________ __________________________ Планируемая работа, вытекающая из полученных результатов:_________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ___________________________________________ Какая помощь необходима для решения поставленных задач: ______________________________________________
Сравнительная характеристика успеваемости и какества знаний учащихся Класс Вид контроляК-во уч-ся% успев% как. 5 К. р. на нач. года К.р. За 1 чет К.р. За 2 чет. К.р. За 3 чет. Итог. к.р. 6 К. р. на нач. года К.р. За 1 чет К.р. За 2 чет. К.р. За 3 чет. Итог. к.р.
Сравнительная характеристика ЗУН по темам Клас с Вид срез а К-во уч-ся % успев. % как.Сред балл Особые проблемы 5 Имя сущ. Имя прил. Глагол. 6 Имя сущ. Имя прил. Глагол. 7 Имя сущ. Имя прил. Глагол.
Таблица учёта индивидуальных достижений учащегося Фамилия уч-ка, класс ФИО учителя Условные обозначения: «У» - полное усвоение Н/У – неполное усвоение Содержани е Знание ПониманиеприменениеанализСинтез Оценка Учи тел ь Уче ник Учи тель Уче ник Учи тель Уче ник Учи тель Уче ник Учи тель Уче ник Учи тель Уче ник Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4
Методика определения рейтинга учащегося Цель: повышение заинтересованности уч-ся к достижению высоких результатов в учёбе 1. Рейтинг определяется за определённый период 2. Рейтинг вычисляется по формуле: Р=П1+П2+П3…+Д1+д 2+Д3… Р – числовое выражение рейтинга П –оценки за все виды контрольных работ Д – дополнительные баллы за внеклассную работу по предмету 3. По результатам набранных баллов определяется место ученика в классе 4. Учителем определяется форма поощрения учащихся.