Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
Мотивация это процессы, определяющие движение к поставленной цели это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения.
Изучение мотивации позволяет ответить на три основных вопроса: *Какие потребности побуждают человека к действию, вызывают активность? *Каковы особенности целеустремленной личность *Какие условия побуждают мотивы, заставляя человека настойчиво идти к цели?
Мотив достижения как стремление к самоуважению Самооценка –суждение о собственной ценности, о своих качествах –отражает степень самоуважения.
При самооценке деятельности люди используют различные нормы и образцы. Индивидуальная норма – проявляется при сравнении результата деятельности со своими же предшествующими достижениями. Социальная норма – проявляется в сравнении своих успехов с успехами других.
Направления развития мотивации учения Познавательные мотивы Широкие познавательные мотивы Учебно – познавательные мотивы Мотивы самообразования Социальные мотивы Широкие социальные мотивы Позиционные социальные мотивы Мотивы сотрудничества и коллективной работы
Факторы, влияющие на положительное отношение к учению. Научная содержательность учебного материала Его связь с практикой Проблемный и эмоциональный характер изложения Организация поисковой сознательной деятельности учащихся
Влияние учителя на мотивацию достижения на уроке. Понимание мотива достижения как повышения самооценки определяет главные точки приложения сил учителя для развития мотива достижения у ребят: помочь приобрести им реалистический уровень притязаний, развивать ответственность (искать причины происходящего в себе), поддерживать уверенность ученика в своих силах (вырабатывать позитивную самооценку).
При развитии мотива достижения постоянно ориентируйте ученика на самооценку деятельности. спрашивайте у ученика об удовлетворении его результатом; проводите индивидуальные беседы; приготовьте дополнительные задания.
При развитии мотива достижения постоянно ориентируйте ученика на самооценку деятельности. спрашивайте у ученика об удовлетворении его результатом; проводите индивидуальные беседы; приготовьте дополнительные задания.
Как можно чаще ставьте ученика в ситуацию выбора цели: изучение темы и проверка знаний разными вариантами; выбор уровня сложности заданий; выбор способа достижения; разработка индивидуальных планов освоения темы.
Помогайте ученикам ставить реалистические цели: поощряйте учеников; помощь в выборе реальных целей; постановка целей и задач на день, неделю, четверть; виды работ над достижением своих целей.
Помогайте ученикам быть ответственными за удачи и промахи: Совместное обсуждение ошибок ученика Приглашайте на уроки гостей Пытайтесь выходить из сложных ситуаций с юмором
Помогайте ученикам увидеть связь между их усилиями и результатом труда. после выполнения задания попросите ученика рассказать, что было особенно трудным и как они с этим справились; обсуждайте причины не только успехов, но и неудач; старайтесь избегать быстрых выводов о причинах успехов и неудач детей.
Сделайте ситуацию успеха достижимой: выбирайте такие задания, при выполнении которых ученики чаще достигали бы успеха, чем терпели неудачу; если у ребят возникают трудности при изучении темы, разбейте её на более мелкие порции; выбирайте адекватную методику преподавания предмета, опирающуюся на врожденные способности детей, старайтесь держать в центре внимания не предметы, а ребёнка.
Направления развития мотивации учения Познавательные мотивы Широкие познавательные мотивы Учебно – познавательные мотивы Мотивы самообразования Социальные мотивы Широкие социальные мотивы Позиционные социальные мотивы Мотивы сотрудничества и коллективной работы
Приёмы деятельности учителя, которые способствуют формированию мотивации: общая атмосфера в школе и классе; включенность ученика в коллективистические формы организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов, наталкивающих самого ученика на правильное решение; привлечение учителем учеников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки; занимательность изложения (занимательные примеры, опыты, парадоксальные факты); эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуации спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости учения и использования школьных знаний в будущей жизни; умелое применение учителем поощрения и порицания,