До Пушкина еще никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты. Н.Чернышевский
1) сформировать у учеников представление о роли деепричастий и деепричастных оборотов в художественых произведениях; 2) актуализировать опорные знания и умения по даной теме; 3) совершенствовать навыки постановки знаков препинания при одиночных деепричастиях и деепричастном обороте; 4) развивать речевые навыки при построении устных и письменых высказываний;
Причастие 1. Причастия относятся к именам существительным и к другим частям речи, выступающим в роли существительного; обозначают признак предмета по действию 2. В предложении причастия являются определениями или составной частью именого сказуемого. Отвечают на вопросы какой? каков? 3. Относясь к именам существительным, причастия согласуются с существительным в роде, числе и падеже 4. Имеют суффиксы: -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш-, -ш-, -т-, -н-, -ен- Деепричастие 1. Деепричастия относятся только к глаголу-сказуемому; обозначают добавочное действие 2. Деепричастия в предложении бывают только различными обстоятельствами. Отвечают на вопросы когда? как? каким образом? с какой целью? почему? 3. Деепричастие – неизменяемая форма глагола 4. Имеют суффиксы: -а- (-я-), -в-, -вши-, -ши-
– Верите ли вы, что деепричастия своим внешним видом похожи на прилагательные? – Верите ли вы, что деепричастия не связаны с глаголом? – Верите ли вы, что деепричастия могут быть настоящего и прошедшего времени? – Верите ли вы, что деепричастие имеет признаки глагола? – Верите ли вы, что деепричастия изменяются по родам, числам и падежам? – Верите ли вы, что деепричастный оборот на письме не выделяется запятыми? (Нет, потому что они совмещают признаки глагола и наречия.) ( Нет, они образованы от глагола и обозначают дополнительное значение к основному глаголу.) (Нет, у деепричастий нет времени.) (Да, вид, возвратность.) (Нет, деепричастие – неизменяемая форма глагола.) (Нет, деепричастный оборот на письме выделяется запятыми.)
Поработаем с текстом, записаным на доске и на ваших карточках. Ветер между тем становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая, тяжело поднямаясь, росла и постепено облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. (А.С. Пушкин)
-Определите тему текста. - Озаглавьте его. - Определите стиль речи. Обоснуйте свой ответ. - Объясните орфограммы, встретившиеся в тексте, обоснуйте свой ответ. - Объясните постановку знаков препирания. - Выпишите деепричастие с основным глаголом, к которому оно относится и словосочетание вида деепричастие + зависимое слово
Текст Деепричастие с основным глаголом Морфологические признаки деепричастия Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. Кроет, крутя. (Помогает создать динамичную картину) 3 яма!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью, как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Торжествуя, обновляет; снег почуя, плетется; взрывая, летит. (Помогают создать динамичную картину) Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Блестя, лежит. (При помощи деепричастия картинка, созданая поэтом, как бы оживает, детализируется) Скользя по утренему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня Скользя, предадимся. (Помогает создать динамичную картину).
У доски ученики рассказывают о результатах своих исследований, читают отрывки из стихотворений, в которых есть деепричастные обороты, определяют их роль в предложении. Называют слова и словосочетания, выражающие радость.
Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит деепричастие. Морозный ветер, бодрящий воздух, освежая воздух, веселые крики, великолепный день, морозное утро, играя лучами, запорошеные снегом, прислушиваясь к звукам, прозрачные кружева, мертвая тишина, запорошив кусты, пушистый ковер, спящий лес, глубокие сугробы.
Писатель А.И. Куприн говорил: Русский язык в умелох руках и опытных устах красив, певуч, выразителен.... Пусть наши руки еще не так умело (мы только учимся) и уста не так опытны, но мы постараемся создать свои маленькие произведения. Предлагаю представить зимний лес. Присмотритесь к сверкающим краскам, прислушайтесь к тишине. Ощутите крепкий морозец, легкое прикосновение ветерка к щекам. Напишите пейзажную зарисовку, используя деепричастия.
Устная публикация (представление). Желающие читают свои миниатюры, всем предлагается в услышаном тексте отметить, что понравилось, заинтересовало. Остальные ученики опубликуют свои работы в рукописном журнале.
– Какую тему мы сегодня изучали? – Сегодня я узнал(а)… Было трудно… Теперь я могу… У меня получилось… Было интересно… Меня удивило… Мне захотелось… Я думаю, что…
Нарисовать красками зимний пейзаж и подготовиться к тестированию.