СОЛОМОН ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ Романтическая легенда о любви А.КУПРИН СУЛАМИФЬ
Осенью 1906 года, АИ Куприн пишет одну из самых прекраснейших своих повестей «Суламифь», навеянную бессмертной библейской «Песню Песней».
Источниками легенды Куприна были Библия (Третья книга Царств, Книга Притчей Соломоновых, Книга Екклезиаста, или Проповедника, Книга Песни Песней Соломона), Коран, фольклорные легенды о Соломоне, о драгоценных камнях, а также мифы об Изиде и других языческих богах[16].
Сюжет легенды - история любви Соломона и Суламифи - основан на ветхозаветной Песни песней Соломона.
Куприн активно разрабатывает сюжетные узлы и детали ветхозаветных преданий, содержащуюся там информацию о царствовании Соломона: судьба брата Адония (3 Цар., 1:50, 2:25)
престол для матери (3 Цар., 2:19)
Давид и Вирсавия
жена из Египта (3 Цар., 3:1)
строительство дома Господа (3 Цар., 5, 6:2-38); строительство царского дома (3 Цар., 7:1)
Развалины храма Соломона
Храм Соломона
отношения с царицей Савской (3 Цар., 10);
Караван царицы Савской
Царица савская и Соломон
Царица Савская
детали образа жизни
любовь к женщинам (3 Цар., 11);
Имел Соломон 700 жен, 300 наложниц и женщин без числа
Одалиска Любимый тигр одалиска Любимый тигр
Гарем
Звезда гарема
Куприн развивает мотив, представленный в Коране, создавая образ Соломона: "И так велика была власть души Соломона, что повиновались ей даже животные: львы и тигры ползали у ног царя, и терлись мордами о его колени, и лизали его руки своими жесткими языками, когда он входил в их помещения".
Привлек внимание писателя и мотив перстня Соломона, популярный в мусульманских преданиях:. В легендах говорится, что перстень придает Соломону (Сулайману) власть и силу. Благодаря своему магическому кольцу Соломон стал повелителем духов, как свидетельствует предание.
Рассказ о пристрастии царя Соломона к драгоценным камням ("он, находивший веселие сердца в сверкающих переливах драгоценных камней"), которое в легенде Куприна выливается в пространный монолог царя о свойствах и красоте драгоценных камней (главка VIII), - также придает повествованию своеобразный восточный колорит.
Организация художественного времени в легенде Куприна способствует тому, чтобы читатель воспринимал случившуюся когда-то любовь двух людей как необыкновенное событие, запечатлевшееся в памяти поколений.
45 летний царь Соломон и девочка из виноградника
Положи меня как печать на сердце твое
Перед смертью Суламифь говорит своему возлюбленному: "Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами..., как к сладкому источнику... Никогда не было и не будет женщины счастливее меня".
По важнейшему источнику: самая "романтическая" часть Библии - "Песнь песней". По композиции и сюжету: "эпическая дистанция" и приближение к современности...
По типам героев: мудрец- жизнелюбец и чистая девушка. По важнейшему источнику: самая "романтическая" часть Библии - "Песнь песней"..
По приемам стилизации: поэтизация быта, орнаментализация и декорирование портретных и пейзажных описаний, ритмизация речи героев и повествователя.
По содержанию «Суламифь»: высокое счастье и трагедия истинной любви..