Питер Брейгель - старший, известный также как « Мужицкий » ( ок ) - живописец и график. Он родился предположительно между 1525 и 1530 г. ( точная дата неизвестна ). В качестве версий относительно места его рождения называют город Бреда в провинции Брабант, а также деревушку Брёгел около этого города. Свою творческую биографию он начал как график. К середине х гг. он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука Ван Альста, придворного художника императора Карла V. В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 г. В 1551 г. Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продающему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он рисует собственные вариации на темы великого художника.
В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба : « Построим себе город и башню высотою до небес ». Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал их языки, так что они больше не могли понимать друг друга и рассеял их по всей земле, таким образом строительство не было завершено. Мораль сей картины бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом
Предположительно тем же 1563 годом датирована и меньшая картина из музея Бойманса - ван Бёнингена, так называемая « Малая Вавилонская башня ». У историков искусства нет единого мнения о том, написана эта картина несколько позднее или несколько раньше « Большой Вавилонской башни ». Здесь стройка уже приостановлена : людей на ней вообще не видно. В отличие от « Большой Вавилонской башни », картина выполнена в тёмной цветовой гамме и выглядит довольно мрачной.
Как и многие другие работы Брейгеля, эта картина тоже имеет в своей основе пословицу нидерл. Geen ding is er gekker dan lu en lekker ( дословно : нет ничего более глупого, чем ленивый сластёна ). « Страна лентяев » сказочная страна, страна с молочными реками и кисельными берегами, широко распространена во многих сказках стран Европы. Стихотворное изложение сказки о вымышленной стране бездельников было дано Гансом Саксом и появилось в 1536 г. в Нюрнберге. Возможно, именно оно послужило основой для прозаической интерпретации этой сказки, изданной в Антверпене в 1546 г. и имеющей много общего с сюжетной канвой картины Питера Брейгеля. Главные персонажи её представители сословий, рыцарь, солдат, крестьянин, и школяр. Дидактический морализирующий смысл произведения совершенно отчётлив и ясен остро насмешливое осуждение человеческой праздности и лени. Но вряд ли картина создана как иллюстрация к сказке, её замысел кажется гораздо шире, имеет определённую нацеленность, острое жало, разящее бездейственность и инертность общества, предающегося пустым мечтам о благоденствии.
Свадьба проходит на гумне крестьянского двора. В XVI веке больших столов не было даже в богатых домах, их делали на время праздника из досок. Крайний справа, одетый в черное мужчина, сидит на перевернутом кверху дном чане, остальные на лавках из неоструганных досок. На единственном стуле со спинкой сидит старик, возможно нотариус, приглашенный для заключения брачного договора. На переднем плане два человека подают миски с кашей, в качестве подноса служит снятая с петель дверь. Тот который слева, является самой большой фигурой на полотне. Брейгель также выделил его и в цветовой гамме. Вероятно, художник таким образом хотел стабилизировать сложную композицию полотна. На разносчике еды сходятся полу диагонали сидящих на передних рядах, а края его передника обозначают ось симметрии полотна. На шляпе у него, также как и на инструментах игроков на волынках, привязан пучок лент. Такие ленты обычно использовались в те времена для подвязки штанов, а наличие их на шляпе и инструментах указывало на принадлежность к определенной группе. Молодые люди в то время объединялись в клики по возрастному признаку для совместного времяпровождения.
Место, на котором сидит невеста, выделено зеленым сукном и висящим над нею венцом. Невеста производит странное впечатление : полузакрытые глаза, полностью неподвижна, со сцепленными руками. По обычаю, невесте в день свадьбы не положено было что - либо делать. В крестьянской жизни, полной ежедневной изнуряющей работой, ей разрешалось один день побездельничать. « Он пришел с невестой » ( нем. Er is mit der Braut gekommen) говорилось о том, кто отлынивал от работы. Только еще один человек справа на полотне изображен со сцепленными руками, скорее всего горожанин или дворянин. Он тоже принадлежит к тем кто добывает свой хлеб не физической силой.
« Охотники на снегу » ( нидерл. Jagers in de Sneeuw) картина Питера Брейгеля Старшего. Написана маслом по дереву в 1565 году. Картина является частью цикла из шести картин, изображавших времена года ( пять из них, включая, « Охотников на снегу », сохранились ). Картина находится в собрании Музея истории искусств в Вене. Наряду с « Видом Толедо » Эль Греко признана одним из величайших шедевров европейской пейзажной живописи.
На картине изображено шестеро слепых, которые цепочкой двигаются вперёд, держась друг за друга. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму. Следующий за ним слепой падает на него. Третий, связанный со вторым посохом, последует за своими предшественниками. Пятый и шестой ещё ни о чем не догадываются, но им неминуемо быть в яме следом за их спутниками. Считается, что сюжет картины основан на библейской притче о слепых : « Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму ».