Урок русского языка в 8 классе «Что такое предложение?» Дрягина Т.А., учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР МБОУ гимназия 8.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Грамматическое значение предложения (предикативность). Как определить сказуемое.
Advertisements

Урок Урок русского языка в 8 классе на тему: «Предложение» Учитель: Грибанова Ирина Эдуардовна МОУ СОШ 3 с.Камбулат Туркменского района Ставропольского.
Составитель: Шевцова О.Н. Путешествие в зимний лес начинается.
Предложение. Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. Что такое предложение?
Глагол прилагательное местоимение Найди лишнее слово: существительное приставка.
Конспект урока по русскому языку в 5 классе. «Распространенные и нераспространенные предложения » подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ.
С ИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ Автор: Литвин Валерий Степанович, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 3 им. В.Н. Щёголева ЗАТО Светлый.
Тема урока: Синтаксис словосочетания и простого предложения Цель урока: повторить, что входит в понятия «Синтаксис и пунктуация», «пунтограммы», «словосочетание»,
Имя существительное Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Бывают собственными или нарицательными, одушевленными.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание ( задание В3).
Тема урока Словосочетание.Главное и зависимое слово в словосочетании.
Опорный конспект по теме Словосочетание 8 класс. Словосочетание сочетание двух (и более) самостоятельных слов связанных грамматически и по смыслу (Словосочетания.
Предложение. Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. Что такое предложение?
Тема урока: Сложные предложения. Цель урока: 1.Породолжить формирование знания учащихся о предложении как синтаксической единице языка. Повторить и закрепить.
Синтаксический разбор простого предложения ( 4) Урок русского языка в 5 классе учителя МОУ «Лицей 3» г. Чебоксары Семёновой Л.Ю.
Предложение как единица синтаксиса. Предложение – одна из единиц языка, обладающая рядом признаков: имеет определённую структуру отличается смысловой.
Синтаксис. Синтаксический разбор. 7 класс. Какие разделы науки о языке вы знаете и изучали на уроках русского языка? фонетика лексика словообразование.
Односоставные предложения (обобщающее повторение).
СОДЕРЖАНИЕ Самостоятельные части речи Самостоятельные части речи Имя существительное Имя существительное План морфологического разбора
Транксрипт:

Урок русского языка в 8 классе «Что такое предложение?» Дрягина Т.А., учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР МБОУ гимназия 8 города Можги УР

1 группа: качает деревья, голыми сучьями, почерневшие от мороза, выдался впервые, осеннее солнце, на берегу ручья, поодаль светится словосочетание Подчинительная связь, словосочетание

2 группа: траву, листья, ветви; сохранились и видны; не выдержали и расцвели; не смогло растопить, зато согрело; то ли напоминание, то ли обещание ряд Сочинительная связь, ряд

3 группа: Середина октября. Трава поблекла. Возвращаюсь домой по своим следам. Откуда он? Он расцвел! И стоят среди снега одуванчики, и горят жёлтые звездочки среди серебряной травы. предложение Взаимная связь, предложение

Предложение Цель: Выявить основные признаки предложения как предикативной и коммуникативной синтаксической единицы.

Орфограмма, падеж, вопросительный знак, словосочетание, звук, имя существительное, повелительное наклонение, сказуемое, обращение, алфавит, член предложения, грамматическая основа, корень слова, мужской род, интонация, восклицательный знак, запятая, точка, степень сравнения, приставка, тире, множественное число, глагол, причастие, вводное слово, однородные члены предложения, ряд, взаимная связь, подчинительная связь, сочинительная связь.

Середина октября. Трава поблекла. Возвращаюсь домой по своим следам. Откуда он? Он расцвел! И стоят среди снега одуванчики, и горят жёлтые звездочки среди серебряной травы. Неужели три светло-зелёные бодрости слепо красят пляску?

Предложение – одна из единиц языка, обладающая рядом признаков: имеет определенную структуру; отличается смысловой и интонационной законченностью; отличается смысловой и интонационной законченностью; выполняет коммуникационную задачу. выполняет коммуникационную задачу.

1. Почему предложение называют коммуникативной языковой единицей? 2. Что указывает на законченность предложения? 3. Чем предложение отличается от слова и словосочетания? 4. Что такое предикативность? 5. Всякое ли предложение можно назвать высказыванием? Всякое ли высказывание можно назвать предложением? Почему?

1) Душа цветка. 2) Это напоминание о прошедшем лете! 3) Еще утром вас тут не было. 4) Одуванчик или звездочка? 5) Обещание будущей весны. 6) Не пойму только, что это? 7) Золотая осень. 8) Ситцевая книга громко бежала по усатому небу. 9) Не дождались. 10) Два цветка.

По синеющему небу плыли легкие облака. – По синеющему небу плывут легкие облака. – По синеющему небу будут плыть легкие облака. – По синеющему небу пусть плывут легкие облака. – По синеющему небу плыли бы легкие облака.

По синеющему небу плыли легкие облака. – По синеющему небу плывут легкие облака. – По синеющему небу будут плыть легкие облака. – По синеющему небу пусть плывут легкие облака. – По синеющему небу плыли бы легкие облака.

1. Жесткую траву, почерневшие от мороза листья, ветви елей припудрило снежком. 2. Вот два цветка стоят рядом, словно согревая друг друга. 3. А может, это просто проблески золотой осени?

1. Жесткую траву, почерневшие от мороза листья, ветви елей припудрит снежком. – Жесткую траву, почерневшие от мороза листья, ветви елей пусть припудрит снежком. – Жесткую траву, почерневшие от мороза листья, ветви елей припудрило бы снежком.

2. Вот два цветка стояли рядом, словно согревая друг друга.- Вот два цветка будут стоять рядом, словно согревая друг друга. – Вот два цветка пусть стоят рядом, словно согревая друг друга. – Вот два цветка стояли бы рядом, словно согревая друг друга.

3. А может, это просто были проблески золотой осени?- А может, это просто будут проблески золотой осени?- А может, это просто пусть будут проблески золотой осени? – А может, это просто были бы проблески золотой осени?

Восьмиклассникам необходимо было выделить грамматическую основу предложения Искать грибы – большое удовольствие. Андрей рассуждал так: «Искать – глагол, значит, это сказуемое; удовольствие – имя существительное в именительном падеже, значит, это подлежащее». А Антон с ним не согласился, он уверен, что искать – это подлежащее, а удовольствие – сказуемое. Кто из мальчиков прав? Почему?

Ю.Ф.Фролов. Снег и одуванчики. Середина октября. Ветер качает деревья, стучит голыми сучьями. Жесткую траву, почерневшие от мороза листья, ветви елей припудрило снежком. Впервые за две недели выдался погожий день, но холодное осеннее солнце не смогло растопить снег, как ни старалось. На берегу лесного ручья трава еще совсем зеленая, только побелела от снега. Возвращаюсь домой по своим следам. Они хорошо сохранились за день и ясно видны на снегу. Но что это? Среди заснеженной травы словно засветилась звездочка. Наклоняюсь и не верю глазам. На снегу горит желтое солнышко одуванчика! Поодаль светится еще один, а вот два цветка стоят рядышком, словно согревая друг друга. Откуда вы? Ведь еще утром вас тут не было? Или так сильно заждались солнышка, что стоило ему показаться, как вы не выдержали и расцвели. А я-то назвал осеннее солнце холодным. Снег оно растопить не смогло, зато так согрело душу цветка, что он расцвел в октябре вместо мая! И стоят среди снега одуванчики, и горят желтые звездочки среди серебряной травы. Не пойму только, что это – то ли напоминание о прошедшем лете, то ли обещание будущей весны? А может, это проблески той золотой осени, которой нынче мы так и не дождались?

Звенят сосульки у водопада... Вам только в сказку поверить надо. Поверить в радость, поверить в чудо, Поверить в счастье, что ниоткуда Придёт нежданно, откроет двери – Сумейте только в него поверить!