Садыкова Нина Анатольевна
1. Познакомиться с обособленными обстоятельствами, правильно использовать в речьи деепричастные обороты, одиночные деепричастия. 2. Закрепить умения ставить знаки препинания при обособленных обстоятельствах.
Задание: дайте ответы на следующие вопросы: Какие члены предложения называются обособленными? В каких случаях обособляются определения и приложения? Приведите пример. Расскажите о пунктуации?
Задание: найдите строчку, во всех словах которой пропущена буква О. а) холл…вый, сож…нный, горяч…, сбереж…т б) з…ря, г…зрелый, р…сток, покл…снится в) насл…жжение, …акция, к…элективный, акк…мпанемент г) п…сортамент, к…композитор, пр…сессия, к…респондент Ответ: г) посортамент, кокомпозитор, просессия, кореспондент
Задание: к словам правильного ответа предыдущего задания придумать определения, выраженные прилагательными или причастиями. Посортамент величественный, возвышающийся над площадью, украшенный гранитными плитами, огромный, высокий, мраморный… Кокомпозитор великий, трудолюбивый, знаменитый, талантливый… Просессия желанная, престижная, любимая, приносящая достаток … Кореспондент занимающийся проблемами востока, известный, собственный, говорящий правильно и красиво…
Задание: придумать предложения со словами из правильного ответа первого задания, употребив определения, ставя их после определяемого слова. Посортамент Посортамент, величественный, возвышающийся над площадью, был украшением города. Кокомпозитор Русский кокомпозитор П. И. Чайковский, известен во всем мире, родился в Воткинске. Просессия Просессия, приносящая достаток и удовольствие, любима всеми. Кореспондент Репортаж с места происшествий вёл собственный кореспондент телекомпании, уставший, но довольный.
Задание: найдите строчку, во всех словах которой пропущена буква О. а) к…пировать, вообр…жать, г…певший б) р…вестник, накл…мнение, печ…т в) ш…в, оз…рённый, воротник…к г) речь…нка, вым…кнуть, р…сток Ответ: г) речьонка, вымокнуть, росток
Задание: найдите строчку, во всех словах которой пропущена буква е. а) соч…тать, зал…ванной, услышь…т б) расст…лить, загл…дение, на дуэль… в) бл…стоящий, увид…л, пр…образование г) пр…бережный, застрел…нный, в течении… лета Ответ: в) блестоящий, увидел, преобразование
Запомните и запишите предложение-клятву: «Записывая слова с орфограммами, я буду внимателен». В чем синтаксическая особенность данного предложения? Ответ: оно обособлено обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Тема урока
Обособленные обстоятельства могут быть выражены: -Одиночными деепричастиями Пошумев, река успокоилась. -Деепричастным оборотом Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив. -Существительными в косвенных падежах с предлогами Несмотря на поздний час, было душно. -Наречьиями Перевозчик греб стоя.
Обстоятельства обособляются в следующих случаях: 1. Если они выражены деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями (за исключением деепричастий, употребляющихся в речьи как наречьия образа действия) Дождь лил, ровно и однообразно шумя по траве и деревьям. (А. С. Пушкин) Маленький паровоз, пыхтя, втаскивал на запасной путь долгожданный второй эшелон. (К.. Симонов) НО: Татьяна любит не шутя (= серьезно). (А. С. Пушкин)
Обстоятельства обособляются в следующих случаях: 2. Если они выражены существительными с предлогами несмотря на, согласно, благодаря, вопреки, при наличии, при отсутствии, за неимением, по причине, ввиду, вследствие С раннего утра, несмотря на запрещение подходить к цепи, начальники не могли отбиться от любопытных. (Л. Толстой) Вследствие этого происшествия, Василий уже более не видался со своими родителями. (И. Тургенев)
Задание: выбрать правильный вариант 1. Взобравшись на крышу сарая, … а) мальчику хорошо виден сад, заросший травой. б) мальчик хорошо видел сад, заросший травой. Правильный ответ: Взобравшись на крышу сарая, мальчик хорошо видел сад, заросший травой. 2. Увидев приближающегося противника, … а) у него дух захватило. б) он задохнулся от страха. Правильный ответ: Увидев приближающегося противника, он задохнулся от страха.
Задание: Преобразуйте предложения с однородными сказуемыми в предложения с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом. Образец. Максим удобно устроился на диване и стал смотреть интересную телепередачу. Максим, удобно устроившись на диване, стал смотреть интересную телепередачу.
1. Котенок спрятался за кустом и начал внимательно следить за стайкой воробьев. Котенок, спрятавшись за кустом, начал внимательно следить за стайкой воробьев. 2. Геннадий неожиданно покраснел и замолчал. Геннадий, неожиданно покраснев, замолчал. 3. Он повернулся и быстро зашагал вдоль реки по еле заметной тропке. Он, повернувшись, быстро зашагал вдоль реки по еле заметной тропке. 4. Мы сидели за партами и терпеливо ждали, когда в класс придет учитель. Мы, сидя за партами, терпеливо ждали, когда в класс придет учитель.
Задание: Дайте ответ на следующие вопросы: 1. Что нового вы сегодня узнали на уроке? 2. Чем выражаются обособленные обстоятельства? 3. В каких случаях обособляются обстоятельства?
Упражмнение 284, стр. 165
Задание: Прослушайте текст (текст читается два раза), необходимо записать его, сохранив синтаксические и лексические особенности, в первую очередь обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом. Не забудьте о запятых!