Мотивация учения – основное условие успешного обучения школьников
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ – ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ» «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ» Сухомлинский В.А.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ – ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности для достижения целей организации. Мотив – это внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ – ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ Ощущение самостоятельности поиска Ощущение свободы выбора Ощущение компетентности Осознание практической значимости знаний
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ – ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ КИТ 1. Ощущение самостоятельности поиска «Мы это поняли, узнали, придумали сами!» : проблемное изложение материала (Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему? Как будет правильнее?) коллективный мозговой штурм исследовательская деятельность детей поисковая работа споры, дискуссии, круглые столы
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ – ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ КИТ 2. Ощущение свободы выбора «Мы можем выбирать!» : темы для презентации сообщения исследовательского проекта уровневая дифференциация
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ – ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ КИТ 3. Ощущение компетентности «У меня это получается, я понял, я умею!» : создание «ситуации успеха» (учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку).
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ – ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ КИТ 4. Осознание практической значимости знаний «Мне надо это знать!»
I.Эмоциональные методы мотивации поощрение, поощрение, порицание, порицание, учебно-познавательная игра, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, стимулирующее оценивание, удовлетворение желания быть значимой личностью. удовлетворение желания быть значимой личностью.
II.Познавательные методы мотивации опора на жизненный опыт, опора на жизненный опыт, познавательный интерес, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, выполнение творческих заданий, «мозговая атака», «мозговая атака», развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод) развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод)
III.Волевые методы мотивации предъявление учебных требований, предъявление учебных требований, информирование об образовательных результатах обучения, информирование об образовательных результатах обучения, познавательные затруднения, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекции, самооценка деятельности и коррекции, рефлексия поведения, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности прогнозирование будущей деятельности
IV.Социальные методы мотивации развитие желания быть полезным обществу, развитие желания быть полезным обществу, побуждение подражать сильной личности, побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, взаимопроверка, рецензирование. рецензирование.
Пути формирования познавательного интереса учащихся: 1) новизна учебного материала и характера познавательной деятельности, предлагаемых учащимся; 2)практическая значимость знаний для самих школьников; 3)противоречивость материала; 4)использование игр и включение игровых элементов в школьные занятия; 5)обеспечение активной (самостоятельной) позиции учащихся в учебном процессе; 6) эмоциональная атмосфера обучения как источник радости, света и знания.