Роль организмов в образовании почвы
Роль организмов в образовании почвы.
Цель: Знакомство с ролью организмов в образовании почвы.
Гипотеза: Если человек будет бережно относиться к почвенным организмам, сможет ли он сохранить созданное ими плодородие почвы?
Задачи: Познакомиться с обитателями почвы.
Задачи: познакомиться с ролью обитателей почвы в образовании плодородного слоя Земли.
Задачи: Познакомиться с влиянием человеческой деятельности на почвы.
Ход исследования: Распределение на исследовательские группы. Часть 1 Знакомство каждой группы с информационным листом для исследования. Определение лидера и распределение заданий для членов группы. Проведение исследований. Обсуждение в группе проведенных исследований. Часть 2 Получение новых знаний. О почвах Ивановской области. О полезных ископаемых Ивановской области. О животных-землероях (на примере крота), которые сохраняют плодородие почв. Об использовании человеком почв. Сделать выводы. Подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.
Роль организмов в образовании почвы. 3. деятельность 2. местообитание 1. обитатели грибы Животныерастенияпростейшиебактерии
Правило С.Н.Виноградского( ). Изучал почвенное микробное сообщество,которое разделил на две группы: 1. типичных (всегда и везде встречающихся); 2. атипичных (встречающихся только при увеличение органической массы в почве). «Для каждого природного вещества есть микроорганизмы, способные его разложить». «Для каждого природного вещества есть микроорганизмы, способные его разложить».
Карта почв Ивановской области.
Полезные ископаемые Ивановской области.
Заполнение контурной карты.
Животные – землерои. Крот
Схема «Сохранение плодородия почв». Роль организмов в поддержании плодородия почв Переворачивание слоев почвы Обогащение кислородом Переработка органических остатков Поступление воды в почву
Использование человеком почв.
Распашка земель для получения продовольствия. Постройка городов Взрывы (добыча полезных ископаемых). Борьба с вредителями ( внесение избытка удобрений). Строительство дорог. Осушение земель.
Сохранение почв. Изучение природных законов возобновления плодородного слоя почв. Развитие ландшафтной экологии. Посадка растений. Рациональное природопользование. Развитие ценностного отношения к родной земле.
Выводы: Разнообразные представители царств живой природы участвуют в процессе образования почв. Организмы в процессе своей жизнедеятельности создали плодородный слой Земли. Организмы создали полезные ископаемые: торф, нефть, каменный уголь, известняк и др. Организмы в процессе жизни постоянно поддерживают плодородие почв: переворачивают слои, насыщают кислородом, доставляют влагу, создают перегной. Человек активно использует почвы- эта интенсивная эксплуатация может привести к потере плодородного слоя Земли. Человек должен заботиться о животных – землероях, которые помогут сохранить плодородие. С.Н.Виноградский сделал открытие в пользу микроорганизмов. Человечеству нужно приложить усилия для сохранения почв.
Гипотеза: Если человек будет бережно относиться к почвенным организмам, сможет ли он сохранить созданное ими плодородие почвы?
Сравнение полученных результатов с выдвинутой гипотезой. Выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась в ходе исследования.
Рефлексия. Что мы узнали нового для себя? Что мы можем использовать для себя?
Рефлексия. Очень интересно Интересно Не очень интересно Совсем неинтересно
Домашнее задание. Информационный листок и таблицы можно использовать при написании сочинения: «Как я стараюсь сохранять плодородие почв, отдыхая на природе?»