Цели и задачи проекта
Актуальность темы обусловлена : Вопрос Варианты ответов Да НетЗатрудняюс ь 1 С Вашей точки зрения изучение истории возникновения русского костюма следует изучать ученику 21 века. 86 % 3%3% 11 % 2 Как лучше, по Вашему мнению, узнать историю костюма: 1) Изучить историю создания русского народного костюма из литературы; 2) Изучить историю русского народного костюма прослушав цикл бесед с наглядным пособием; 3. Посещение музеев. 45% 72% 60% 31% 5% 13% 24% 23% 27%
История русского народного костюма насчитывает многие столетия. Точно также многие века практически неизменными оставались природные условия, в которых жило крестьянство, характер и условия крестьянского труда, продиктованные природной средой, обряды, верования, весь народный быт. В результате народный костюм оказался в максимальной степени приспособленным к жизни народа и были выработаны приемы его изготовления
ПЛАТЬЕ ( сорочка ) САРАФАН ДУШЕГРЕЯ ПЛАТЬЕ ( сорочка ) На Руси основной формой одежды было платье сшитое из различных тканей, в зависимости от богатства хозяина. Основой женской одежды была длинная сорочка, скроенная из прямых полотнищ. У сорочки был круглый ворот, иногда со сборками вокруг, разрез спереди застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. У простых женщин такая сорочка перехваченная на талии поясом служила домашним платьем, у состоятельных женщин были еще нижние рубахи, как и мужские женские сорочки украшали вышивкой или обшивали цветной материей по краю подола, рукавов, вороту. САРАФАН Сверху сорочки надевали сарафан, длинную распашную одежду без рукавов, застегивающуюся с низу до верху на пуговицы. ДУШЕГРЕЯ Сверху на сарафана надевалась душегрея - короткая, чуть ниже талии и очень широкая сборчатая одежда без рукавов, на лямках как у современных сарафанов
ЛЕТНИК ОРНАМЕНТ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
Глава II Два комплекса одежды - северорусский и южнорусский В русской пословице говорится, что хозяйка « пряла, ткала, весь дом одевала ». И действительно, еще в начале XX века домотканая одежда широко бытовала среди сельского населения России, где в силу различных причин исторического и социального характера не сложился единый национальный костюм. Существовали два ярко выраженных комплекса одежды - северорусский и южнорусский, а также локальные варианты, которые сохранялись вплоть до первых десятилетий XX века. В основе каждого из них была белая льняная рубаха, богато декорированная вышивкой или узорным тканьем по вороту, рукавам и подолу. В южных областях поверх рубахи надевали поневу род несшитой спереди юбки, обычно темно - синего или черного цвета, в крупную клетку. Затем надевали верхнюю распашную одежду, имевшую несколько локальных названий : « носов », « навершник », « желток » и другие. Головным убором была сорока, состоявшая из нескольких частей. Особую нарядность ей придавал позатылень, снизанный из разноцветного крупного бисера. Из такого же материала были и шейные украшения гайтаны обязательный предмет убранства. Южнорусского костюма. В целом этот ансамбль создавал впечатление монументальности, привлекал внимание звучностью тонов, ярким крупным узором. Северный комплекс женской одежды был более сдержан по цвету, более строг по силуэту. Поверх рубахи северянки надевали сарафан из клетчатой пестряди, набойки или из шелка и парчи. Головным убором девиц была повязка, венец ; женщины носили кокошник - жесткий цельный головной убор, украшенный золотным шитьем или жемчугом. Особенно пышно украшали праздничные и свадебные одежды, используя не только богатство орнамента, но и декоративность материалов. Поэтому сейчас народную традиционную одежду можно расценивать как памятник искусства, как показатель высокой культуры и художественного вкуса крестьянской России
Глава III Элементы мужской русской одежды РУБАХА. Мужская одежда состояла из полотняной рубахи с длинными широкими рукавами, безрукавного кафтана, достигавшего колен и сделанного из грубой шерсти. Кафтан протыкали кольцами и бусами, внизу расшивали цветными узорами. Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни горожанин, ни селянин. Мужские рубахи обычно шились из ткани одноцветной, клетчатой, или с мелким рисунком. Праздничную рубаху расшивали цветными шелковыми нитями. Нагрудные узоры располагались вдоль разреза по центру груди и защищали сердце и легкие, наплечные охраняли руки, а наподольные не давали пробраться злым силам снизу. ПОРТЫ ( ШТАНЫ ). Мужчины также носили плащи и широкие порты ( штаны ), иногда одевали по две пары, одну поверх другой. Штаны были темных расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх надевали лапти. Отношения с византийцами произвели перемену в одежде. КАФТАН. Отношения с византийцами произвели перемену в одежде. Сначала царское византийское облачение вместе с придворными костюмами перешло к русскому великокняжескому дому, вслед за тем перешла и одежда богатых византийцев. Византийское влияние было нарушено татаро - монгольскими ордами, которые наводнили русскую землю. Как всегда народ остался верен старинной своей одежде, а высшие сословия обменяли или смешали свою одежду с одеждой своих победителей. Вместо кругом закрытого кафтана стали носить – монгольский кафтан, который впереди по всей длине был открыт, а вместо плаща верхний кафтан.
Заключение