Ученица 11 «Б» класса МОУ СОШ 9 Борисова Татьяна
Василий Перов В живопись Перов вступает как жанрист. Он использовал в своих ранних работах достижения своего предшественника, основоположника критического реализма в живописи -- П. А. Федотова, произведения которого впервые объясняют социальный смысл изображаемых явлений, Федотов был предшественником Перова и в своих воззрениях на задачи искусства.
Проповедь в селе Картина «Проповедь в селе» была написана Перовым не столько по внутренней потребности и подлинной заинтересованности, сколько для того чтобы показать свою технику академическому Совету и получить медаль первого достоинства. В настоящее время известны все обстоятельства, связанные с созданием этой картины. Маленького размера, тщательно отделанная, в техническом отношении она превосходила его прежние работы.
Чаепитие в Мытищах В начале 60-х годов Перов создал ряд обличительных жанровых картин: «Проповедь на селе», «Сельский крестный ход на пасхе», «Чаепитие в Мытищах». Художник заостряет социальные характеристики персонажей вплоть до гротеска, дабы указать на конкретных носителей общественного зла – церковников. Сюжетом «Чаепития», так же, как и «Сельского крестного хода», послужили действительные происшествия, которые Перов наблюдал во время путешествия по окрестностям Москвы. Подобное чаепитие происходило у него на глазах, когда он ходил к Троице-Сергиевом лавре. Он видел и самодовольно-равнодушного монаха, и робкого послушника, которых потом изобразил на своей картине. Единственно, что он присочинил – старого воина калеку с оборванным мальчиком, которых прогоняет молодая служанка.
Монастырская трапеза «Монастырская Трапеза» написана в 1865 году. Затем она дорабатывалась мастером в течение одиннадцати лет, но по идейным принципам осталась близка к его ранним, так сказать «обличительным», произведениям критического реализма. Огромный крест с распятым Спасителем и гуляющая, пьяная монастырская братия, которой, кажется, вовсе нет дела до Христа. Объедающиеся монахи и нищенка с голодными детьми, безнадежно тянущая руку за подаянием. А рядом важный сановник с чванливой барыней и угодливо склонившийся перед ними батюшка, рассчитывающий на большие пожертвования в монастырь.
Отпетый Тема бунтаря из народа возникла у Перова в связи с размышлениями о положении крестьян в России после отмены крепостного права. У художника образ «протестующего мятежника» приобрел резкий, но неконкретный характер. Изображен человек физически сильный, отчаянно смелый, но по своему внутреннему содержанию его скорее можно причислить «разбойникам» из крестьянской среды. Идейный замысел картины остался неясным. Больше Перов к подобным попыткам не возвращался. Хотя картина «Отпетый» получила вторую премию от Общества поощрения художников
Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. Картина «Ученики-мастеровые», получившая впоследствии название «Тройка», была достаточно велика по своим размерам. По приезде в Москву [в 1866 году] Перову удалось снять одну из немногочисленных в Москве мастерских, поэтому он имел подходящие условия для работы. Вся группа изображена на фоне заиндевевшей стены Китай-города. Даль тонет во вьюжном тумане, где чуть различима сгорбившаяся фигура другого, удаляющегося путника. Снежный покров взрыт колеями. По- видимому, мороз очень силен, так как расплескивающиеся струи воды замерзают на поверхности бочки.
Проводы покойника Главное достоинство картины ее удивительная цельность, уравновешенность. Сани движутся медленно, преодолевая подъем на небольшой пригорок. Тщательно прорисован круп лошади, ее ноги, опущенная голова, в целом передающие известное усилие, необходимое для того, чтобы везти перегруженные сани. Усилию лошади отвечает напряжение согнутой спины женщины в тулупе. Это не плавный изгиб от усталости, линия спины надломлена. Дети, прижавшиеся к гробу, лишь дополняют и разъясняют глубокое горе матери. Собака слева приостановилась и не то лает, не то воет, обратись к виднеющейся вдали окраине деревни.
Спящие дети Картина «Спящие дети» бессюжетна. Обе фигуры, изображенные в труднейшем ракурсе, великолепно нарисованы. Фигура мальчика слабее освещена, но головка, руки и ноги девочки позволяют оценить всю точность рисунка. Избегая упреков в идеализации, Перов «не исправил» деформированных ступней девочки, но вместе с тем залюбовался ее запрокинутой головкой и свободно положенной на пояс рукой.
Василий Перов Перов беспощадно клеймил все, что угнетало народ и унижало его человеческое достоинство. Обогатив почти все жанры живописи, он наметил пути их дальнейшего развития. Своей глубокой идейной целеустремленностью Перов являет пример патриотического служения своей родине, своему народу. Его искусство волнует современного зрителя глубиной мысли и высоким мастерством.
Литература: Материалы Интернет: