Только в процессе деятельности активизируется мозг, память, приобретается и накапливается опыт. Идёт социализация учащегося… Только в процессе деятельности могут появиться открытия и может ощущаться радость от них и создаваться мотивация к дальнейшей деятельности. Самое страшное в школе – это ничего не делать шесть уроков подряд в течении 11 лет, просто тихо сидеть и что-то фиксировать. Такие ученики не умеют работать, а могут только брать (или отнимать).
Урок исследование «В каждом человеке – Солнце, только дайте ему светиться!» Сократ
Формула «Усвоение = Понимание + Запоминание» даёт обучение. Формула «Овладение = Усвоение + Применение знаний на практике» даёт обучение и развитие. «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». Мишель Монтень
Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов, обучите их приёмам и способам, которые помогут им постигать.
Важно создать условия для развития личности: творческой критически мыслящей способной найти своё место в жизни способной адаптироваться в обществе
Методы обучения должны изменяться развитие творческих способностей развитие логического мышления Формирование и последующее развитие исследовательских навыков формирование и развитие умения работать самостоятельно
Три составляющих мышления: высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, аналогии, классификации высокий уровень активности мышления, проявляющийся в выдвижении множества гипотез, вариантов решений, нестандартных идей высокий уровень организованности мышления, проявляющийся в выделении существенного в явлениях, осознании собственных способов мышления. Развитию творческой личности учащегося
Среди существующих методических подходов я отдаю предпочтение проблемному обучению, а значит, в своей работе предпочитаю использовать технологию проблемного обучения, т. к. проблемное обучение – развивающее обучение Урок – исследование реализует две цели: Основу этой педагогической технологии составляют уроки – исследования, моделирующие процесс научного исследования педагогическую (обучение исследовательской деятельности) дидактическую (обучение предмету)
Характерные особенности технологии урока исследования
Цель использования технологии развитие личности Интегральная характеристика школа развития Преобладающий тип и характер взаимоотношений субъект - субъектный Девиз педагога «Не навреди» Характер и стиль взаимодействия демократичность, диалогичность, открытость, рефлективность
Ведущий принцип – принцип «выращивания» Формы организации групповые, коллективные Методы обучения проблемные: проблемное изложение, частично – поисковый, эвристический, исследовательский Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником – продуктивный, творческий, проблемный
Функции учителя организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся «Формула обучения» проблемная деятельность рефлексия знания Способы усвоения поисковая, мыслительная деятельность, рефлексия Позиция ученика активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности
актуализация знаний; мотивация; создание проблемной ситуации; постановка проблемы исследования; определение темы исследования; формулирование цели исследования; Структура урока-исследования : выдвижение гипотезы; проверка гипотезы (её доказательство); интерпретация полученных данных; вывод по результатам исследовательской работы; применение новых знаний в учебной деятельности; подведение итогов урока; домашнее задание.
Основная информация об исследовании Исследование – процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний
Объект исследования – то, на что направлена познавательная деятельность Предмет исследования – совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области математического объекта, в которой вычленяется проблема, требующая решений Предмет исследования более узкое понятие, чем объект. Он является частью, элементом объекта Гипотеза - это обоснованное, опирающееся на конкретные факты, предположение.
установление объекта изучения постановка и формирование проблемы; определение предмета исследования определение цели и задач исследования; выдвижение гипотезы. построение плана исследования (выбор методов и процедур) проверка гипотезы оформление результатов исследования Логика исследования: определение сферы применения найденного решения
Параметр в иррациональных уравнениях и неравенствах 1) способствовать развитию умения устанавливать взаимосвязь между параметром и наличием решений в иррациональных уравнениях или неравенствах; способствовать расширению и углублению знаний учащихся о степенной функции. 2) способствовать формированию таких исследовательских умений, как умение выдвигать гипотезу на основе анализа данных и обоснований для её подтверждения или опровержения, умение сделать вывод 3) способствовать воспитанию трудолюбия, целеустремлённости, умения работать в коллективе Объект исследования – Предмет исследования Гипотеза - параметр в иррациональных уравнениях и неравенствах. взаимосвязь параметра и наличия решений в уравнениях и неравенствах параметр всегда влияет на наличие решений в иррациональном уравнении или неравенстве
Проверка гипотезы показала, что параметр не всегда влияет на наличие решений уравнения или неравенства, значит, гипотеза неверна. Делаем вывод: вопрос о взаимосвязи параметра и наличия решений в уравнении или неравенстве не имеет однозначного ответа и решается индивидуально для каждого из заданий с параметром. Неслучайно выбран сегодня девиз урока: «Жизнь постоянное изменение параметров». Жизненная ситуация часто напоминает задание с параметром. Умение анализировать её - помогает выбрать правильное решение для дальнейших действий.
«Прежний» урок: на первый план ставились образовательные цели учитель был ориентирован в основном на среднего ученика в своей работе реализация дифференцированного подхода на уроке была, образно говоря, делом совести учителя
Современный урок: приоритет отдается целям развития современные инновационные подходы к обучению требуют обязательного дифференцированного подхода обязательного личностно-ориентированного подхода, в соответствии с которым каждый ученик, образно говоря, выбирает свою траекторию обучения
В каждом человеке – Солнце, задача учителя создать условия, чтобы оно могло светиться!