Преемственность в обучении между НОО и ООО в контексте ФГОС. Аналитика результатов реализации ФГОС НОО. МБОУ «ООШ 5» г. Лесосибирска 26 ноября 2014 г.
Цель: совершенствование организационно-содержательных условий для обеспечения успешной адаптации учащихся при переходе с начального уровня общего образования - на основной.
Задачи: Рассмотреть необходимые условия для реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием (управленческий, психолого-педагогический аспект); Выявить ключевые направления организации преемственности в условиях перехода на ФГОС; Изучить опыт решения задачи адаптации школьников при переходе из начальной школы в основную с учётом ФГОС.
Осуществление алгоритма «Преемственность» 1. Образование временной рабочей группы учителей 4-х и будущих 5-х классов (на календарный год) 2. Договоренность об общих целях 3. Открытые уроки в 4-х классах для учителей основной школы. 4. Диагностика метапредметных результатов выпускников 4-х классов. 5. Педагогический консилиум по итогам обучения в начальной школе. 6. Открытые уроки в 5-х классах для участников рабочей группы 7. Обсуждение и решение проблем адаптации 5-х классов 8. Определение эффективности – диагностика с последующим анализом.
1 шаг. Рабочая группа учителей начальной и основной школы В составе группы: -учителя 4-х классов -учителя и классные руководители будущих 5-х классов -педагоги-психологи -заместители директора
2 шаг. Договорённость об общих целях В Стандарте второго поколения определен портрет выпускника начальной школы: портрет любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
3 шаг. Открытые уроки в 4-х классах Обсуждение уроков организуется с позиции соблюдения требований ФГОС. Анализ урока согласно требованиям ФГОС
4 шаг. Диагностика метапредметных результатов выпускников 4-х классов
5 шаг. Педагогический консилиум по итогам обучения в начальной школе Карта развития класса Самостоятельно формулировать цель деятельности Составлять план действий Действовать по плану Сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки Проверять и оценивать результаты работы Текущее оценивание Итоговое оценивание базовыйниже базового базовыйниже базового базовыйниже базового базовыйниже базового ниже базового.ниже базового базовый повышенныйбазовый повышенныйбазовый повышенныйбазовый повышенный базовыйповышенный базовыйповышенный базовыйповышенный базовыйповышенный базовыйповышенный базовыйне выполняла базовыйповышенный базовыйповышенный базовыйповышенный базовыйповышенный базовыйповышенный повышенный ур.-4 ч-13% базовый ур % ниже базового.-1 ч-3% повышенный 12 ч-44% базовый уровень 10 ч-37% ниже базового 5 ч-18%
5 шаг. Педагогический консилиум по итогам обучения в начальной школе Карта развития класса Группа Статус Рекомендации учителям Ниже базового уровня Затруднено осмысление учебной задачи как цели деятельности. Приступает к работе, не имея плана; уточняющих вопросов не задает, хотя и нуждается в пояснениях; действует импульсивно, хаотично. Если план работы предложен педагогом, в ходе работы грубо нарушает его, не замечая этого. Завершив задание, часто довольствуется ошибочным результатом. При этом, даже проверяя результат, допущенных ошибок не видит. Не способен обратиться за необходимой помощью и, даже если такая помощь оказана, не умеет ею воспользоваться. Необходимо обучать умению ставить цель собственной деятельности, разрабатывать шаги по ее достижению, пошагово сверять свои действия с имеющимся планом. По завершении работы следует побуждать ребенка сравнивать полученный результат с эталоном, находить и исправлять допущенные ошибки и на этой основе давать самооценку. Желательно показывать ребенку, где можно получить помощь и как ею воспользоваться. Базовый уровень В целом ряде случаев способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. При этом планирование и необходимые уточнения осуществляет уже в ходе работы. Имея целый ряд сформированных алгоритмов работы, не всегда способен выбрать оптимальный. При реализации плана работы отступает от него в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая работу, не всегда добивается запланированного результата. Результат работы не проверяет в связи с тем, что заранее убежден в его правильности или потому, что довольствуется любым результатом. В случае необходимости может обратиться за помощью, но не всегда способен ею воспользоваться. Нужно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать навыки планирования собственной деятельности и способность действовать в соответствии с планом, умение выбирать оптимальный алгоритм работы. Также следует формировать более четкие представления об эталоне работы и критериях ее оценки. Повышенный уровень Способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. В большинстве случаев, приступая к работе, заранее планирует свои действия или успешно пользуется уже сформированными алгоритмами работы. В случае необходимости уточняет детали до начала работы. Осуществляя работу, точно придерживается имеющегося плана или отступает от плана лишь в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая задание, обязательно добивается запланированного результата. Закончив работу, проверяет ее, находит и исправляет ошибки. В случае необходимости способен обратиться за необходимой помощью и воспользоваться ею. Следует развивать самостоятельность в учебной работе, поощрять найденные ребенком оригинальные и рациональные способы организации собственной работы.
6 шаг. Сентябрь-октябрь Анализ уроков и внеурочных занятий в 5-м классе
7 шаг. Обсуждение и решение проблем адаптации 5-х классов Диагностика уровня тревожности и личностных особенностей учащихся 5 а класса в адаптационный период (сентябрь 2014 года)
8 шаг. Определение эффективности организации преемственности диагностические контрольные работы на проверку предметных и метапредметных результатов; защита проектов; проведение психологического тестирования учащихся; анкетирование родителей ; анализ полученных результатов.