Крицкая Е.Р.,учитель истории
Познакомиться с теориями Шубарта, Шпенглера, и Данилевского о многообразии культур. 1. Познакомить учеников с определением «культура» и «цивилизация»; 2. Рассказать о философах и их теориях.
Определения культуры и цивилизации;Определения культуры и цивилизации; Теория культур Н. Я. Данилевского;Теория культур Н. Я. Данилевского; Теория культур О. Шпенглера;Теория культур О. Шпенглера; Архетипы культуры В. Шубарта;Архетипы культуры В. Шубарта; Что нужно запомнить;Что нужно запомнить; Вывод;Вывод; Вопросы.Вопросы.
всё то, что создано руками и разумом человека, «вторая природа»; всё то, что создано руками и разумом человека, «вторая природа»; совокупный духовный опыт человечества. совокупный духовный опыт человечества. ступень в развитии человечества вслед за дикостью и варварством; ступень в развитии человечества вслед за дикостью и варварством; своеобразие материальной, духовной и социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. своеобразие материальной, духовной и социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.
ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич ( ) - русский философ, публицист, социолог и естествоиспытатель. В своей книге "Россия и Европа" (1869) выдвинул теорию обособленных "культурно- исторических типов" (цивилизаций).
Первая ступень «Первичные», «подготовительные» цивилизации (вавилонская, египетская, индийская, китайская, иранская). Не развито определенное качество человеческой деятельности: религия, культура, политика, экономика Вторая ступень Специализированные, «одноосновные» цивилизации: Европейская–религиозная; Эллинская-культурная; Римская-политическая. Развита одна из сторон общественной жизни Третья ступень Составные, «двухосновные» цивилизации (например, германо-романская) В них впитывается то, что ранее существовало на их месте (греч. и рим. политика и культура-основа германо- романской цивилизации) Четвертая ступень Славянская цивилизация Объединяющая, гармонизирующая все цивилизации
О. Шпенглер ( ) - немецкий философ, культуролог и историк. О. Шпенглер ( ) - немецкий философ, культуролог и историк. Основные труды «Закат Европы» «Человек и техника» «Годы решений» «Умирая, культура становится цивилизацией»
По мнению Шпенглера, «культура – это организмы, а мировая история есть их коллективная биография.» Философ считал, что культуры рождаются, растут, и, выполнив свое предназначение, умирают. По мнению Шпенглера, «культура – это организмы, а мировая история есть их коллективная биография.» Философ считал, что культуры рождаются, растут, и, выполнив свое предназначение, умирают. Каждая культура проходит через стадии, аналогичные развитию живых организмов (человека, дерева, цветка). По мнению философа, каждая культура имеет свою душу. Когда же она выполнила свою задачу, она «вдруг застывает» и становится цивилизацией. Каждая культура проходит через стадии, аналогичные развитию живых организмов (человека, дерева, цветка). По мнению философа, каждая культура имеет свою душу. Когда же она выполнила свою задачу, она «вдруг застывает» и становится цивилизацией. детство юность зрелость старость цивилизация «Цивилизация – смерть культуры (по Шпенглеру), переход точки зрения на мир с «орлиной» на «лягушачью»» Ницше
8 великих культур по Шпенглеру: египетская вавилонская вавилонская индийская индийская китайская китайская арабская арабская западная западная греко-римская греко-римская мексиканская мексиканская
Англичанин смотрит на мир как на фабрику, француз как на салон, немец как на казарму, русский как на храм. Англичанин смотрит на мир как на фабрику, француз как на салон, немец как на казарму, русский как на храм. Англичанин жаждет добычи, француз славы, немец власти, русский жертвы. Англичанин жаждет добычи, француз славы, немец власти, русский жертвы. Англичанин ждет от ближнего выгоды, француз симпатии, немец хочет им командовать. И только русский не хочет ничего. Англичанин ждет от ближнего выгоды, француз симпатии, немец хочет им командовать. И только русский не хочет ничего. Вальтер Шубарт. Европа и душа Востока
«Англичанин ищет выгоды, Француз блистает в салоне, Немец командует в казарме. Чего русский хочет? Русский хочет всего. Всего сразу. Или ничего». Вальтер Шубарт. Европа и душа Востока
В. Шубарт выделил четыре архетипа* В. Шубарт выделил четыре архетипа*человека: * Архетип (от гр. arche – начало и typos - * Архетип (от гр. arche – начало и typos - образ) – прообраз, первичная форма, образец. 1. Гармоничный человек. Он одушевлён внутренней гармонией. Мир достиг своей цели, его следует созерцать и любить ( гомеровские греки, китайцы эпохи Конфуция, христиане времен готики).
2. Героический человек. Он видит в мире хаос. Этот хаос он должен упорядочить. Миру ставятся цели, определяемые самим человеком. Так ощущали себя Древний Рим, романские и германские народы Нового времени.
3. Аскетический человек. Он воспринимает жизнь как заблуждение, пытается скрыться от него в мистике, покидает реальность без надежды и желания улучшить мир. Так чувствуют себя индусы.
4. Мессианский человек. Он считает себя призванным создать на земле божественный порядок. Стремится создать гармонию, которую чувствует в себе. Так происходило с первыми христианами и большинством славян, в том числе с русскими.
Основные цивилизации начала XXI века
Иерархия мира по Н. Я. Данилевскому имеет четыре ступени: 1 ступень - «подготовительные» цивилизации 2 ступень - «одноосновные» цивилизации 3 ступень - «двухосновные» цивилизации 4 ступень - славянская цивилизация Шпенглер считал, что культуры рождаются, растут, и, выполнив свое предназначение, умирают, т. е. становятся цивилизациями. В. Шубарт выделил четыре архетипа человека: Гармоничный человек Героический человек Аскетический человек Мессианский человек
Типы культуры многообразны. Культуры разных стран отличаются друг от друга и по тайне своего происхождения, и по традициям, и по внутренним особенностям. Типы культуры многообразны. Культуры разных стран отличаются друг от друга и по тайне своего происхождения, и по традициям, и по внутренним особенностям.
1. Что такое цивилизация? Что такое культура? 2. Что общего находил Шпенглер в культуре и живых организмах? 3. Какую цивилизацию Данилевский считал объединяющей и гармонизирующей все цивилизации? 4. Что происходит с культурой, когда она выполняет свою функцию?