LOGO АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА. Значимость и целесообразность применения. Построение адаптационных программ. ©А.Лобунец, А.Постнов, А.Гоголев
Общие положения Адаптация есть процесс активного приспособления к новой среде. ©А.Лобунец, А.Постнов, А.Гоголев
Адаптация есть процесс активного приспособления к новой среде. Адаптация – это процесс, протекающий во времени. Невозможно адаптироваться мгновенно, поскольку человек обладает определенной резистентностью, и должен иметь время для привыкания к новым условиям ©А.Лобунец, А.Постнов, А.Гоголев
Адаптация есть процесс активного приспособления к новой среде. Адаптация требует активного участия человека, невозможно адаптироваться, не прилагая никаких усилий. Если человек не мотивирован, адаптация будет неудачной. ©А.Лобунец, А.Постнов, А.Гоголев
Адаптация есть процесс активного приспособления к новой среде. Удачная адаптация приводит человека в соответствие с требованиями новой среды, позволяя ему функционировать наиболее эффективно: максимальный результат при минимальных затратах. ©А.Лобунец, А.Постнов, А.Гоголев
Адаптация есть процесс активного приспособления к новой среде. Пребывание человека в новой среде всегда включает адаптивные механизмы. Наша задача – помочь этим механизмам и не допустить срыва адаптации. ©А.Лобунец, А.Постнов, А.Гоголев
АДАПТАЦИЯ РАБОТНИКА Адаптация работника – это процесс приспособления работника к профессиональной деятельности, новому рабочему месту и трудовому коллективу. ©А.Лобунец, А.Постнов, А.Гоголев
Адаптация работника Производственная Внепроизводственная ©А.Лобунец, А.Постнов, А.Гоголев Виды адаптации работника (по Ф.И.Хмиль)
©А.Лобунец, А.Постнов, А.Гоголев Виды адаптации работника (по Ф.И.Хмиль) Профессиональная Психофизиологическая Социально-психологическая Организационно- административная Экономическая Санитарно- гигиеническая Производственная адаптация
©А.Лобунец, А.Постнов, А.Гоголев Виды адаптации работника (по Ф.И.Хмиль) К бытовым условиям К внепроизводственному общению с коллегами В период отдыха Внепроизводственная адаптация
Суть программы адаптации Создание новому сотруднику условий для раскрытия профессионального и личностного потенциала, методичное отслеживание его вхождения в должность, для предупреждения срыва адаптации. Помощь сотруднику в новой обстановке для достижения эффективности в наиболее короткий срок. ©А.Лобунец, А.Постнов, А.Гоголев
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ Обеспечение более быстрого вхождения в должность нового сотрудника, уменьшение количества возможных ошибок, связанных с включением в работу. Уменьшение текучести кадров. Мотивация новых сотрудников, повышение лояльности к компании. Формирование позитивного образа компании (образ высокопрофессиональной компании). ©А.Лобунец, А.Постнов, А.Гоголев
Место адаптации в системе управления персоналом ©А.Лобунец, А.Постнов, А.Гоголев
Адаптация vs Испытательный срок Адаптации Испытательный срок Цель Помощь сотруднику привыкнуть к новому месту Помощь Компании оценить нового сотрудника Выход Сотрудник, адаптированный к новому месту работы Объективная оценка нового сотрудника Главное действующее лицо Новый сотрудник Окружение Законодательное закрепление -ст.26 КЗоТ Украины Длительность Индивидуальная Закреплена законодательно Открытость Корпоративные стандарты Официально объявляется ©А.Лобунец, А.Постнов, А.Гоголев
Подготовительный этап Содержание работы Документальное обеспечение Анализ действующей в организации практики адаптации новых работников и выявление «узких» мест в этой сфере Подготовка Положения об адаптации Подготовка справочника (буклета, брошюры) для работников организации, содержащего информацию о компании и о принятых в ней стандартах и правилах поведения работников Подготовка и реализация программы введения работников в организацию Внесение изменений в должностные инструкции (при необходимости) * Положение об адаптации * Справочник для работников организации * Письменные рекомендации руководителям подразделений о том, как реализовать процедуру введения новых работников в организацию * Утвержденная программа по закреплению в организации кадровых работников * Положение, описывающее порядок работы по адаптации новых работников * Положения и инструкции, на основании которых реализуется работа наставников (если в организации действует система наставничества) ©А.Лобунец, А.Постнов, А.Гоголев
Этапы программы адаптации (по Т.Гориновой) ©А.Лобунец, А.Постнов, А.Гоголев
В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ НОВОГО СОТРУДНИКА ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ непосредственный руководитель (линейный руководитель), обеспечивающий составление и выполнение программы введения в должность на рабочем месте; наставник, сотрудник организации, имеющий навыки и возможность реальной поддержки и помощи в адаптации работника; коллеги, работающие в одном или смежных подразделениях; подразделение Управления персоналом ©А.Лобунец, А.Постнов, А.Гоголев
Программа ориентации, которая будет: Сокращать уровень неосведомленности работника; Способствовать формированию хорошего отношения к организации; Отвечать на вопросы, пропущенные во время процедуры найма; Укреплять или устанавливать реальные ожидания от работы; Обеспечивать, чтобы сотрудник не жалел о своем решении. ©А.Лобунец, А.Постнов, А.Гоголев
ВВЕДЕНИЕ В КОМПАНИЮ Первичное информирование Об организации О подразделении, в которое принимается сотрудник О действующей в подразделении системе оплаты труда, о графике работы, распорядке рабочего дня, дисциплине О программе адаптации Вручение Адаптационного буклета сотрудника Ознакомление с Должностной инструкцией Назначение наставника для более успешного введения в должность СЛУЖБА ПЕРСОНАЛА Первичная организация работы ©А.Лобунец, А.Постнов, А.Гоголев
ВВЕДЕНИЕ В КОМПАНИЮ Знакомство С наставником С руководителями и специалистами, с которыми регулярно взаимодействует по должности Знакомство С рабочим местом С коллегами по работе С руководителями и специалистами, с которыми регулярно взаимодействует по должности ©А.Лобунец, А.Постнов, А.Гоголев СЛУЖБА ПЕРСОНАЛА
+ Организационные стандарты, ожидания и нормы + Традиции и политика + Желаемое социальное поведение + Технические аспекты работы Должен узнать в процессе введения в Компанию: ©А.Лобунец, А.Постнов, А.Гоголев
Экскурсия по отделу: Расположение столовой, туалетов, пожарной сигнализации и гидрантов; Порядок получения ключей; Медпункт, места для курения; Служба безопасности; Хозяйственный отдел; Офис – менеджер. ©А.Лобунец, А.Постнов, А.Гоголев
Функции отдела: Цели и текущие приоритеты; Организационная структура и подчиненность; Операционная деятельность; Функциональные взаимоотношения с другими отделами; Рабочие отношения внутри отдела. ©А.Лобунец, А.Постнов, А.Гоголев
Рабочие обязанности и ответственность: Подробные объяснения работы, основанные на функциональных обязанностях; Объяснения, почему эта работа важна; Объяснение общих проблем, как преодолеть или избежать их; Стандарты работы и основные критерии оценки работы; ©А.Лобунец, А.Постнов, А.Гоголев
Время работы ( потребность в переработке и система компенсаций по ним); Дополнительные требования по работе (например, замена отсутствующих коллег); Наличие нестандартных отчетов, их формат, сроки; Требующиеся записи и доклады. ©А.Лобунец, А.Постнов, А.Гоголев
Рабочие обязанности и ответственность: Проверка наличия, укомплектованности и исправности используемого оборудования; Типы имеющейся помощи, когда и как ее запрашивать. ©А.Лобунец, А.Постнов, А.Гоголев
Процедуры, правила и инструкции: Правила, действительные только для данной работы и/или отдела; Безопасность, проблемы воровства; Отношения с окружающими людьми; Рабочее время, его штабелирование; Перерывы на отдых, время и продолжительность обеда; Личные телефонные звонки. ©А.Лобунец, А.Постнов, А.Гоголев
Набор документов, необходимых для ориентации Текущая организационная структура; Схема возможных действий; Копия документа, освещающего политику компании; Копия функциональных обязанностей и специфических задач; Контактное лицо, сопровождающее ПО; Схема коммуникаций; ©А.Лобунец, А.Постнов, А.Гоголев
План адаптации; Оценочные критерии; Положение о процедуре подведения итогов по окончании адаптационного периода; Коллективный договор со всеми приложениями; Кодекс корпоративной культуры; Список праздников; Список неофициальных льгот; Набор документов, необходимых для ориентации ©А.Лобунец, А.Постнов, А.Гоголев
Список текущих возможностей по обучению; Источники информации; Отработанный список мер, как нужно действовать при пожаре, зависании ПК, в случаях опасности; Список мер безопасности; Телефонные номера и расположение основных партнеров по работе. Набор документов, необходимых для ориентации ©А.Лобунец, А.Постнов, А.Гоголев
НАСТАВНИК (ОБУЧЕНИЕ) НАСТАВНИК Знакомит стажера с планом обучения на месяц. Консультирует стажера по вопросам работы. Дает разъяснения по поводу должностных инструкций других документов. Проводит ориентировочную беседу со стажером перед сдачей аттестации. ©А.Лобунец, А.Постнов, А.Гоголев
ОЦЕНКА (ПЕРВИЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ) СЛУЖБА ПЕРСОНАЛА Назначается дата тестирования. Стажеру выдается бланк с текстом (заполненный тест передается в отдел персонала). Осуществляется обработка полученных данных (результатов теста). По итогам тестирования проводится оценка деятельности наставника. Принимается решение о дальнейшей работе сотрудника. ©А.Лобунец, А.Постнов, А.Гоголев
Критерии эффективности процесса адаптации (по А.П.Егоршину) Для управленческого персонала: Выполнение должностной инструкции Качество выполненной работы Количество выполненной работы Соблюдение стандартов производительности Способность «влиться в коллектив» Производимое на людей впечатление Интерес к повышению квалификации и служебному росту Удовлетворительная оценка качества трудовой жизни ©А.Лобунец, А.Постнов, А.Гоголев
Критерии эффективности процесса адаптации (по А.П.Егоршину) Для рабочих: Выполнение норм выработки Выполнение сменных заданий Овладение рабочим местом в соответствии с техническими условиями Качество работы Соблюдение трудовой дисциплины Способность «влиться» в трудовой коллектив Соблюдение корпоративных стандартов Удовлетворительная оценка качества трудовой жизни ©А.Лобунец, А.Постнов, А.Гоголев
ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ ВОЗМОЖНОСТИ Мотивирование сотрудника Формирование единого командного духа Имидж «продвинутой» организации Предоставление возможности карьерного роста наставникам Повышение менеджерской квалификации Опыт руководства для перспективных специалистов Сокращение времени на введение в должность каждого сотрудника и сокращение издержек на поиск нового персонала ©А.Лобунец, А.Постнов, А.Гоголев
LOGO