1. Систематизировать знания по теме «Особенности публицистического стиля». 2. Закрепить навыки стилистического анализа текста. 3 Совершенствовать умения различать тропы и стилистические фигуры. 4 Закрепить теоретические и практические навыки по теме
Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, уменье пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности В.В. Виноградов -Как цели урока связаны с эпиграфом?
Подберите однокоренные слова к слову публицистический и образуйте словообразовательную цепочку Публикапублицистпублицистика публицистический
-Что изучает стилистика? Разговорный Книжный научный художественный официально-деловой публицистический
(от латин. слова publicus, что значит «общественный, государственный») - это стиль, в основе которого лежит воздействие на читателя с помощью убеждения, влияния на его мысли и поступки. -В чем особенность публицистического стиля
Цель стиля Сфера употребления Речевые жанры Стилевые черты Языковые средства
Цель стиля Информирование, передача общественно-значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям. Сфера употребления В официальной обстановке, общественно экономические, политические, культурные отношения, выступления в газетах и журналах, по радио и телевидению, на митингах и собраниях. Речевые жанры Статья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступления по радио, телевидению, на собрании, доклад. Стилевые черты Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность. Языковые средства а) общественно-политическая лексика б) эпитеты, сравнения, метафоры, лексические повторы, градация, фразеологизмы. в) побудительные и вопросительные предложения г) риторические вопросы д)распространенные обращения е) вводные слова, причастные и деепричастные обороты.
1. Напоминает научное рассуждение а) выдвигается важная общественная проблема б) анализируются и оцениваются пути её решения в) делаются выводы 2. Напоминает диалог, где автор сам высказывает мысль и задаётся вопросом, справедливо ли его утверждение
Такой текст подчиняется определенным законам композиции (тезис, доказательства, вывод), поэтому особое внимание обратите на первый и последний абзацы текста. В первом абзаце обычно сформулирован основной вопрос (проблема) текста. В тексте может быть не одна проблема, нужно сформулировать только одну проблему и работать только по ней. Внимательно прочитайте первый абзац и сформулируйте вопрос, над которым автор размышляет. Помочь сформулировать этот вопрос вам может А29.
Работать надо с текстом в целом, проблемный вопрос ставить ко всему тексту. Целесообразно обратить внимание на художественные детали (особенности портрета, интерьера, пейзажные зарисовки). Некоторые детали могут повторяться, это должно привлечь ваше внимание. Подумайте, для чего автор акцентирует внимание читателя на этих подробностях.
- Назовите писателей-публицистов 19 века ? (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский.) - Каких писателей-публицистов начала 20 века вы знаете? (М. Горький, В.Г. Короленко.) - Назовите писателей-публицистов – наших современников. (С. Залыгин, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин, Д.С. Лихачев, А.И. Солженицын.)
Большой писатель, философ-жизнь строитель, вдохновенный заступник России, публицист Александр Исаевич Солженицын создал сотни публицистических статей. Его Нобелевская лекция, «Речь в Гарварде», статьи «Как нам обустроить Россию», «Жить не по лжи!» - образцы преданного и честного служения правде, Богу и России.
1) Наш путь: ни в чем не поддерживать лжи сознательно. 2) Через робость нашу пусть каждый выберет: остается ли он сознательным слугою лжи (о, разумеется, не по склонности, но для прокормления семьи, для воспитания детей в духе лжи!), или пришла ему пора отряхнуться честным человеком, достойным уважения и детей своих и современников. 3) Даже этот путь – самый умеренный изо всех путей сопротивления – для засидевшихся нас будет нелегок. 4) Но насколько же легче самосожжения или даже голодовки: пламя не охватит твоего туловища, глаза не лопнут от жара, и черный-то хлеб с чистой водою всегда найдется для твоей семьи. 5) Это будет нелегкий путь? – но самый легкий из возможных. 6) Нелегкий выбор для тела, - но единственный для души. 7) Нелегкий путь, - однако есть же у нас люди, даже десятки их, кто годами выдерживает все эти пункты, живет по правде. 8) Итак: не первыми вступить на этот путь, а – присоединиться! 9) Тем легче и тем короче окажется всем нам этот путь, чем дружнее, чем гуще мы на него вступим! 10) Будут нас тысячи – и не управятся ни с кем ничего поделать. 11) Станут нас десятки тысяч – и мы не узнаем нашей страны!
-Найдем признаки публицистического стиля и докажите стилистическую принадлежность текста. 1 вариант Цель текста. Сфера употребления. Жанр. 2 вариант Стилевые черты. Языковые средства.
Цель стиля Передача общественно-значимой информации о сознательном выборе жизненного пути – жить не по лжи, с одновременным убеждением читателя в том, что он не изменит своих убеждений, он страстно призывает других выбрать именно такой честный жизненный путь Сфера употребления В официальной обстановке, выступление в газете. Жанр Статья в газете Стилевые черты Логичность, эмоциональность, призывность Языковые средства Морально-этическая лексика: ложь, робость, правда, уважение, воспитание, семья; тропы: метафоры – слуга лжи, отряхнуться честным человеком, пламя не охватит, глаза не лопнут, выбор для тела; сравнение: путь легче самосожжения или даже голодовки; стилистические фигуры: антитеза 2, 5, 6, 7, 8; синтаксический параллелизм 10, 11; анафора 6, 7; риторический вопрос 5; лексический повтор: путь, нелегкий; вводное предложение 2, сложные синтаксические конструкции Композиция текста Построен по типу рассуждения: в первом абзаце выдвинут тезис, во втором и третьем – доказательства, а в последнем – вывод. В начале каждого абзаца – лексический повтор: слово путь.
Я научился… Я умею.. Я получил наиболее полные.. Я понял … стр. 229 – 230 теоретический материал, упр. 385 (I).