Сложение и вычитание десятичных дробей Открытый урок в 5 классе Учитель: Юстус Сергей Александрович МКОУ Жуланская СОШ
Десятичная дробь – это … Эти дроби перед вами. Полюбуйтесь ими сами. В знаменателе, смотри – Единица и нули. 0,5 4,02 0,013 3,8
« Из истории математики »
ОТГАДАЙТЕ СЛОВО!
Найдите координаты точек 1 БУКВА
Найдите неизвестное число Х - 1,8 = 0,15
Решите задачу: Поезд прошёл 1 час со скоростью 48,4 км/ч и 1 ч со скоростью 56,6 км/ч. Какой путь прошёл поезд за всё время?
Вычислить удобным способом: 7,4-2,8+2,6
Историческая справка Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья Аль – Каши Джемшид Ибн Масуд. Работающий в городе Самарканде в обсерватории Улугбека в начале XV века. Записывал Аль – Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой. Но об этом в Европе в то время не знали, и только через 150 лет десятичные дроби были заново изобретены фламандским инженером и ученым Симоном Стевином. Стевин записывал десятичные дроби довольно сложно. Запятая или точка для отделения целой части стали использоваться с XVII века. В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году в первом учебнике математики «Арифметика, сиречь наука числительная».
Повторение. Прочитайте дроби: 4,5; 0,475; 120,08; 81,792; 9,51. Задания: 1)Что можно выделить у каждой десятичной дроби? Ответ: целую часть, дробную часть. 2) Назовите: -целую часть, дробную часть -числа в порядке возрастания, убывания Чтобы выполнить последнее задание, нужно знать… Правила сравнения десятичных дробей
Повторение. Сравните числа: 5,2** и 5,7** **,678 и *,9* 0, 764 и 0, 763*** **,* и *,***
Повторение. Поставьте вместо звездочек цифры, чтобы получились верные неравенства: 5,64 > 5,*8 3,51 < 3,*1 0,1* 12,53 2,*1 > 2,01 1,34 < 1,3*
Выполните сложение 8,4 + 0, Уравняйте количество знаков после запятой 8, , Запишите дроби друг под другом 8, , Выполните сложение, как сложение натуральных чисел 8, , Поставьте запятую в сумме Под запятой в слагаемых 8, ,685 9, Запишите ответ 8,4 + 0,685 = 9, 085
Выполните действие 1) 7,8 + 6,9 2) ,72 3) 24,2 + 0,867 4) 5,8 + 22,191 1)14,7 2) 138,72 3) 25,067 4) 27,991
Физкультминутка Буратино потянулся. Раз - нагнулся, два - нагнулся. Руки в стороны развёл, Ключик видно не нашёл. Чтобы ключик нам достать, На носочки надо встать.
Выполните вычитание 8, 1 – 5,46 1. Уравняйте количество знаков после запятой 8,10 – 5,46 2. Запишите дроби друг под другом так, чтобы запятая была под запятой 8,10 - 5,46 3. Выполните вычитание, как вычитание натуральных чисел 8,10 - 5, Поставьте в разности запятую под запятыми в уменьшаемом и вычитаемом 8,10 - 5,46 2,64 5. Запишите ответ 8,1 – 5,46 = 2,64
Выполните действие: 1) 96,3 – 0,081 2) 830 – 0, ) 6,6 – 5,99 4) 7,79 – 3,79 1) 96,219 2) 829, ) 0,61 4) 4
Незнайка списал у Шпунтика примеры, найдите в них ошибки 52+18= = = = =17
Самостоятельная работа Вариант 1 а) В одном бидоне 8,7 л масла, а в другом на 1,25 л больше. Сколько литров масла во втором бидоне? б) На двух машинах 14,5 т груза. На первой машине 5,2 т груза. Сколько тонн груза на второй машине? Вариант 2 а) На одной машине 3,4 т груза, а на другой на 0,85 т меньше. Сколько тонн груза на второй машине? б) Купили 4,1 кг конфет двух видов. Конфет первого вида 2,3 кг. Сколько килограмм конфет второго вида было куплено?
Тест «Проверь себя» Вариант 1 1. Запишите 6 в виде 1000 десятичной дроби. 1)0,006 2) 0,06 3)0,6 4) 0, Выполните действие: 0, ,4 1)9, 834 2) 90,294 3) 89, 294 4) 90, Выполните действие: 6,4 – 2,96 1)3,34 2) 2,44 2)3,44 4) 2,34 Вариант 2 1. Запишите 12 в виде 100 десятичной дроби. 1) 0,0012 2) 0,012 3) 0,12 4) 0, Выполните действие: 24,95 + 4,3 1)30,25 2) 29,35 3) 29,25 4) 25,38 3. Выполните действие: 17-0,87 1) 16,13 2) 0,83 3) 17,87 4) 16,12
Ответы 1.0, , ,44 1.0, , ,13
Поставь оценку «5»- решены верно все задания «4»- решены верно два задания «3»- решено верно одно задание «2»- ни одно задание не решено верно
«Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь» Л. Н. Толстой
Вы чему-нибудь научились? Сегодня на уроке я ….. Самым интересным для меня... Урок мне …