Политика России во внешних заимствованиях в условиях снижения экономического роста
Объем государственного долга РФ увеличится с 13.2% ВВП в 2014 году до 14.3% в 2016 году, государственный внутренний долг - с 9.9% ВВП до 10.8%, государственный внешний долг - с 3.3% ВВП до 3.5%. Остаются значительными расходы, связанные с погашением и обслуживанием государственного долга. Объем расходов на погашение и обслуживание государственного долга в процентах к общему объему заимствований (коэффициент покрытия) составит в 2014 году 81%, в 2015 году %, в 2016 году %.
Оценка состояния государственного внешнего долга Российской Федерации показывает, что в последние годы наблюдается тенденция к наращиванию объема долгосрочных долговых обязательств с максимально допустимыми сроками до погашения как в результате государственных внешних заимствований,так и в результате предоставления государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте.
Расходы на обслуживание государственного долга увеличатся в 1.4 раза - с млрд руб. в 2013 году до млрд руб. в 2016 году и существенно превысят общий объем бюджетных ассигнований, направляемых в 2016 году на жилищно-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды, культуру и кинематографию, физическую культуру и спорт, средства массовой информации и на здравоохранение.
Государственный внутренний долг по государственным гарантиям в национальной валюте в 2016 году увеличится по сравнению с 2013 годом на 63.8%, государственный внешний долг по государственным гарантиям в иностранной валюте - на 33%. Законопроектом предоставление государственных гарантий с правом регрессного требования предусматривается в 2014 году в размере млрд руб., в 2015 году млрд руб., в 2016 году млрд руб., без права регрессного требования - 18 млрд руб. и 11 млрд руб. соответственно.
Счетная палата отмечает, что при подготовке проекта федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов Минфином не были разработаны основные направления долговой политики. В условиях рисков увеличения дефицита федерального бюджета, объемов заимствований, абсолютных и относительных размеров государственного долга, а также расходов на его обслуживание СП считает целесообразным разрабатывать основные направления долговой политики на среднесрочную перспективу и представлять их одновременно с законопроектом.
Совокупный внешний долг Российской Федерации относительно ВВП за 2012 год увеличился с 28.3% до 31.6%, за 9 месяцев 2013 года - до 33.5%. По состоянию на 1 октября 2013 года указанный долг превышал объем международных резервов Российской Федерации на $197, или на 37.7%, без учета совокупного объема средств Резервного фонда и ФНБ - на $371.5 млрд, или в два раза.
Один из показателей внешней долговой устойчивости, характеризующий отношение объема совокупного внешнего долга Российской Федерации к ВВП, по состоянию на 1 октября 2013 года соответствует уже средней степени риска, в то время как в 2011 году значение данного показателя составляло около 29% и соответствовало низкой степени риска в системе оценки МВФ.
Ожидаемое в ближайшие годы дальнейшее увеличение объемов заимствований обусловливает необходимость реальной оценки и прогнозирования долговой устойчивости РФ, осуществления мониторинга всех видов долга и требует более значительного влияния Правительства на заемную политику корпоративного сектора, говорится в сообщении.
Спасибо за внимание!!!