Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях и формирование способности их грамотно применять являются одними из важных элементов формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования.
В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и особенностями младшего школьника
При освоении личностных действий ведется формирование критического отношения к информации и избирательности ее восприятия; уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей; основ правовой культуры в области использования информации
При освоении регулятивных УУД обеспечивается: оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде; использование результатов действия, размещенных в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия; создание цифрового портфолио учебных достижений учащихся
При освоении познавательных УУД ключевую роль играют: поиск информации; фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств; структурирование информации, ее представление в различных видах; создание простых гипермедиасообщений
Для формирования коммуникативных УУД используются: обмен гипермедиасообщениями; выступления с ИКТ-поддержкой; общение в цифровой среде (электронная почта, форум, чат, видеоконференция, блог)
Коммуникация, проектирование, организация деятельности Знакомство со средствами ИКТ Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности включает: Поиск информации Представление и обработка данных Создание структурированных сообщений Запись и фиксация информации Создание и редактирование текстовых и графических сообщений
Основное содержание программы «Формирование ИКТ- компетентности обучающихся» реализуется средствами различных учебных предметов
Русский язык, литературное чтение, иностранный язык Вклад каждого предмета в формирование ИКТ-компетентности овладение клавиатурным письмом; способы поиска информации (словари, энциклопедии, библиотеки); знакомство с правилами оформления текста на компьютере работа с мультимедиа- сообщениями с добавлением иллюстраций, видеофрагментов фиксация собственной устной речи на иностранном языке в цифровой форме для самокорректировки; использование компьютерного словаря, программ- переводчиков презентации с опорой на тезисы и иллюстративный ряд; поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы
Математика и информатика Представление, анализ и интерпретация данных в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами; Извлечение необходимых данных, заполнение готовых форм, объяснение, сравнение и обобщение информации; Работа с простыми геометрическими объектами в в интерактивной среде компьютера: построение, изменение, сравнение геометрических объектов.
Окружающий мир Технология Искусство фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ; планирование и осуществление несложных наблюдений; создание информационных объектов в качестве отчета о проведенных исследованиях; использование компьютера для работы с картой первоначальное знакомство с компьютером и всеми инструментами ИКТ, правила безопасной работы; первоначальный опыт работы с информационными объектами; овладение приемами поиска и использования информации, работы с электронными ресурсами знакомство с графическим и растровым редакторами, создание творческих графических работ, компьютерной анимации; изменение последовательности экранов в слайд- шоу
Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования
С 1 сентября 2010 года курс «Информатика и ИКТ» введен модулем в предмет «Технология» в 3-4 классах
«Информатика и ИКТ» в начальной школе представляет собой пропедевтический курс, который должен сформировать у младших школьников элементы компьютерной грамотности, начальные знания основ информатики и ее фундаментальных понятий, информационный компонент общеучебных умений и навыков.
Задачи обучения курса «Информатика и ИКТ» в начальной школе: - познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач; - дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях; - дать представления о современном информацион-ном обществе и информационной безопасности личности.
Для работы с учащимися начальной школы больше используется наглядный материал, цифровые образовательные ресурсы: рисунки, видеоролики, презентации, flash-анимации.