Этапы работы над основной частью итогового сочинения по литературе
Цель занятия: определить и закрепить на практике этапы работы над основной частью итогового сочинения по литературе.
На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?
«Величайшего сожаления достоин тот, кто не был в плену серьезной книги», - сказал в одном интервью Юрий Бондарев. Как точно сказано! Хорошая книга поглощает, захватывает в плен, заставляет сопереживать героям, а иногда помогает разобраться в себе, ответить на волнующие тебя жизненные вопросы. К таким произведениям я могу отнести рассказ М.Горького «Старуха Изергиль».
Тип формулировки темы Этапы разработки основной части Пример Тема-суждение (прямо выражает идею / тезис рассуждения) Автор сочинения самостоятельно подбирает аргументы для подтверждения / опровержения тезиса. Тема: «Искусство стремится непременно к добру…» (Н.В. Гоголь). Тема-вопрос (не содержит идеи, но указывает прямой путь к ней) Автор сочинения самостоятельно определяет идею / тезис (то есть ответ на вопрос) и аргументы. Тема: На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература? Тема-понятие (не содержит прямого указания на идею рассуждения) Автор сочинения самостоятельно определяет и проблему (ставит вопрос), и идею (основную мысль), и набор аргументов. Тема: Роль книги в жизни человека. Формулировка темы и этапы разработки основной части
Конкретизируем тему сочинения На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить рассказ Горького «Старуха Изергиль»?
Проблемы, поставленные автором в рассказе «Старуха Изергиль»: самопожертвования, индивидуализма, гордости и гордыни, смысла жизни, подвига, зависимости (независимости) жизни от обстоятельств, человеческой трусости, неблагодарности, свободы, любви, преемственности жизненного опыта.
Что является аргументом: рассуждение о ключевом слове Вашего тезиса; текст художественного произведения (ссылка на эпизод, цитирование, элемент пересказа); комментарий к тексту; литературная критика; исторические факты.
Дома: Закончить работу над основной частью. Написать заключение, используя кольцевую композицию. Проверить сочинение, указать количество слов.