Для родителей будущих первоклассников «Психологическая готовность ребенка к школе» МБОУ «СОШ 27» 2013 г.
Ваш ребенок пока еще только дошкольник Советы учителей
Познавательные процессы: Внимание Память Мышление Восприятие Воображение
Внимание! К семи годам ребёнок должен: Выполнять задания, не отвлекаясь, около 20 минут. Находить 10 отличий между предметами. Удерживать в поле зрения не менее 10 предметов. Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу. Копировать в точности узор или движение. Уметь находить одинаковые предметы.
Память К семи годам ребёнок должен: Уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов. Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы. Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов. Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки. Повторять ряды цифр (от 5 до 7), запоминая их на слух или зрительно. Запоминать расположение игрушек (8-10), называть по памяти, что где находилось.
Мышление К семи годам ребёнок должен: Объединять предметы в группы по определённым признакам. Находить закономерность в построении ряда предметов. Выделять предмет, не подходящий к общим признакам. Уметь выстроить последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам. Решать логические задачи. Сравнивать предметы друг с другом, находить сходства и различия между ними.
Восприятие К семи годам ребёнок должен: Различать цвет и форму предмета. По силуэту или незначительным деталям определять предмет и различать его по величине, форме, удалённости и пр. Использовать в речи многообразные обозначения пространственных отношений (вниз, направо, налево, на другую сторону). Ориентироваться во времени суток, оценивать разные промежутки времени (неделя, месяц, время года, часы).
Мелкая моторика К семи годам ребёнок должен: Свободно владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования. Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием. Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры. Ориентироваться в тетради в клетку или в линию. Уметь копировать фразы, простейшие рисунки. Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
Пальчиковая гимнастика Положение карандаша
Развиваем обе руки. Вырезание Обрывание Лепка Вязание Нанизывание Конструктор
Обсуждайте прочитанное, увиденное, услышанное. Приучайте последовательно рассказывать. Загадки «наоборот». Играйте в антонимы, съедобное-несъедобное, живое-неживое.
Между делом считайте Запоминайте цифры Учите ориентироваться в пределах десятка Предлагайте ребенку несложные задачки из жизни. Разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство
14
учебников; рабочих тетрадей; дидактических и методических пособий. 16
научности; доступности; систематичности и последовательности; единства и оптимального сочетания обще классных, групповых и индивидуальных форм обучения; оптимального сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения; единства и оптимальной взаимосвязи репродуктивной и поисковой учебно-познавательной деятельности; обеспечения оперативного контроля и самоконтроля в обучении; 17
Содержание УМК помогает ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечивает осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями и, в то же время, формирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Содержание УМК представляет учителю возможность использовать разные формы и методы обучения. 18
19
Профессиональный путь И.А. Петровой – пионервожатая, учитель начальных классов, заведующая районным методическим кабинетом, заведующая городским методическим кабинетом, в течение 14 лет - руководитель отдела начального образования Министерства образования РФ. Петрова И.А. является одним из разработчиков «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», «Стандарта начального общего образования» и Концепции УМК «Планета знаний»; автор ряда работ по обучению детей шестилетнего возраста. 20
Автор Таисия Михайловна Андрианова, Заслуженный учитель РФ, член редколлегии журнала «Начальная школа», автор многочисленных научных трудов по обучению грамоте и чтению. 21
Автор Вера Алексеевна Илюхина, Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, директор московской школы 2006, автор многочисленных научных трудов по обучению письму. 22
Авторы учебника: Таисия Михайловна Андрианова и Вера Алексеевна Илюхина 23
Автор учебников Любовь Яковлевна Желтовская кандидат педагогических наук, профессор, вед.науч.сотр. Института содержания и методов обучения РАО, преподаватель Педагогической академии последипломного образования специалистов Московской области, является одним из авторов комплекта учебников по русскому языку «Слово» («Просвещение» ). Автор многочисленных трудов по обучению русскому языку. 24
Авторы учебников: Марк Иванович Башмаков доктор физ.-мат. наук, академик Российской академии образования, автор учебников и учебных пособий по курсам математики и алгебры для 6,8,9, классов. Учебники М.И. Башмакова вместе с учебными пособиями раскрывают точку зрения автора на роль, содержание и методы обучения математике в школе, которая отражает шесть требований к процессу школьного математического образования: развитие интеллекта, связь с общечеловеческой культурой, воспитательное воздействие, содержательность, увлекательность и доступность. Маргарита Геннадьевна Нефедова учитель, педагогический стаж более 15 лет 25
Автор учебников «Литературное чтение» Элла Эдуардовна Кац Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, работает в московской школе 1243, является руководителем городской экспериментальной площадки «Литературное образование в начальной школе», автор учебников: «Литературное чтение и творчество» 1-3 класс для трехлетней начальной школы; «Литература и творчество читателей» для учащихся 5-7 классов и других научных трудов. 26
Авторы учебников: Галина Григорьевна Ивченкова кандидат педагогических наук, автор более 60 научных трудов. Игорь Владимирович Потапов профессор, зав. кафедрой в Московском педагогическом государственном университете, автор более 90 научных трудов. 27
Авторы учебников: Галина Григорьевна Ивченкова Игорь Владимирович Потапов Елена Витальевна Саплина кандидат педагогических наук, доцент Московского института Открытого образования, директор центра исторического образования, почетный работник народного образования РФ, автор многочисленных научных трудов Андрей Иванович Саплин кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, автор многочисленных научных трудов. 28
Авторы учебников: Наталья Юрьевна Горячева к.филолог.н., завуч гимназии «Жуковка», учитель высшей категории, педагогический стаж 15 лет; Светлана Владимировна Ларькина учитель высшей категории, педагогический стаж 15 лет Елена Владимировна Насоновская учитель высшей категории, победитель (в 1995 году) московского конкурса «Учитель года», педагогический стаж 20 лет. 29
Автор учебников Татьяна Ивановна Бакланова доктор педагогических наук, декан факультета художественной культуры и музейного дела Московского государственного университета культуры и искусств, академик Международной академии информатизации и Петровской академии наук и искусств. 30
Автор учебников Наталья Михайловна Сокольникова доктор педагогических наук, профессор, член Союза дизайнеров, декан художественно- графического факультета Московского государственного открытого педагогического университета, автор учебников для 5-8 классов по изобразительному искусству и других научных трудов. 31
Руководитель авторского коллектива Петрова Ирина Анатольевна Андрианова Таисия Михайловна, заслуженный учитель России Илюхина Вера Алексеевна, заслуженный учитель России, к.п.н. Кац Элла Эдуардовна, заслуженный учитель России, к.п.н. Башмаков Марк Иванович, доктор физ.-мат. наук, академик РАО Ивченкова Галина Григорьевна, к.п.н. Потапов Игорь Владимирович, к.п.н., профессор Нефедова Маргарита Геннадьевна, учитель Желтовская Любовь Яковлевна, к.п.н. Горячева Наталья Юрьевна, завуч, к.филолог.н. Ларькина Светлана Владимировна, учитель Насоновская Елена Владимировна, учитель Бакланова Татьяна Ивановна, д.п.н. Сокольникова Наталья Михайловна, д.п.н. Саплина Елена Витальевна, к.п.н. Саплин Андрей Иванович, к.ист.н. 32
единстве структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам; единстве сквозных линий типовых заданий; единстве подходов к организации учебной и внеурочной деятельности 33
Инвариантная часть соответствует обязательному минимуму содержания и содержит в себе необходимый учебный материал. Выполнение всех заданий в инвариантной части свидетельствует о том, что учеником достигнута ближайшая цель – освоен обязательный минимум содержания. Вариативная часть включает дополнительный материал. Выполнение заданий в вариативной части показывает, что ученик достиг максимального уровня освоения материала. 34
35
Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы. Проекты выполняются учащимися на добровольной основе. 36
создает пространство для самостоятельной деятельности учащихся; ориентирован на работу с детьми разного уровня подготовленности и темпа развития; предоставляет условия для формирования умения делать осознанный выбор. 37
мини-блок дифференцированных заданий; проверочные задания; тренинговые листы. 38
обеспечить условия для реализации принципов личностно- ориентированной педагогики, где ребенок является субъектом учебного процесса и ему создаются условия для выбора деятельности; создать условия для эффективного и оптимального практического усвоения учащимися нового стандарта; сформировать, развить и сохранить у учащихся интерес к процессу обучения. 39
создать условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей путем включения в учебный процесс разнообразных видов деятельности и построения для каждого учащегося своей траектории усвоения учебного материала; ориентировать учебный процесс на воспитание нравственности ребенка. 40