Урок литературы в 11 классе Трагическое звучание поэмы А.А.Ахматовой «Реквием»
Цели урока Через анализ лиро-эпического текста подвести учащихся к пониманию индивидуальности поэтессы в раскрытии темы произведения. Через анализ лиро-эпического текста подвести учащихся к пониманию индивидуальности поэтессы в раскрытии темы произведения. Развивать у учащихся навыки постижения и восприятия поэмы Ахматовой, соотнесения их со своими внутренними представлениями. Развивать у учащихся навыки постижения и восприятия поэмы Ахматовой, соотнесения их со своими внутренними представлениями. На примере поэмы А.Ахматовой воспитывать любовь к Родине, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость. На примере поэмы А.Ахматовой воспитывать любовь к Родине, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.
Эпиграф к уроку. Я вижу все, Я все запоминаю. А.Ахматова
« Реквием»- воистину «томов премногих тяжелей»…Останется навсегда безмолвный приговор зверству.(Б.Зайцев) «Это была трагедия народа, а у вас – только трагедия матери и сына» ( А.Солженицын) Трагедия матери и сына или трагедия народа? Давала читать «Reguiem» … Я таких слов о своих стихах никогда не слыхала. («Народные»). (А.Ахматова) «Реквием» - автобиография поэта, а не народная трагедия.» (И.Бродский)
«В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда, стоящая за мной женщина с голубыми глазами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): - А это вы можете описать? И я сказала: - Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом».
Отражение в поэме личной трагедии и народного горя «Вместо предисловия» написано прозой: и содержание, и непривычная форма этого текста приковывают к себе особое внимание. Рассказ о семнадцати месяцах, проведенных в очередях возле тюрьмы, как бы конкретизирует эпиграф. Поэт клянется, что сможет написать о пережитом, и сам текст «Реквиема» служит этому подтверждением. Поэма – овеществленная клятва, реализация высочайшей миссии, взятой на себя художником.
Вставьте нужное слово в фразу: Буду я, как … женки, под кремлевскими башнями выть. Буду я, как … женки, под кремлевскими башнями выть. Перед этим горем гнутся.... Перед этим горем гнутся.... Безвинная … Русь. Безвинная … Русь. И упало … слово на мою еще живую грудь. И упало … слово на мою еще живую грудь. И короткую песню разлуки паровозные … гудки. И короткую песню разлуки паровозные … гудки.
Верные – неверные утверждения Имя сына поэтессы - Николай. Имя сына поэтессы - Николай. Предназначение поэта по А.А.Ахматовой – быть голосом совести своего народа. Предназначение поэта по А.А.Ахматовой – быть голосом совести своего народа. Исторические события, лежащие в основе «Реквиема», – годы «большого террора». Исторические события, лежащие в основе «Реквиема», – годы «большого террора». Лирическая героиня совпадает с личностью А.А.Ахматовой. Лирическая героиня совпадает с личностью А.А.Ахматовой. Год первой публикации поэмы «Реквием» Год первой публикации поэмы «Реквием» Год первой публикации в России Год первой публикации в России Структура «Реквиема» – 10 стихотворений. Структура «Реквиема» – 10 стихотворений. Количество сюжетных пластов в поэме - три. Количество сюжетных пластов в поэме - три. «Реквием» – это заупокойная месса. «Реквием» – это заупокойная месса.
Reguiem По начальному слову латинского текста «Reguiem aetenam dona eis Domine» - «Вечный покой даруй им, Господи», заупокойная месса. По начальному слову латинского текста «Reguiem aetenam dona eis Domine» - «Вечный покой даруй им, Господи», заупокойная месса. Католическое богослужение по умершем, а также траурное музыкальное произведение. Католическое богослужение по умершем, а также траурное музыкальное произведение.
Н. Гумилев «Уводили тебя на рассвете, За тобой, как на выносе, шла, В тёмной горнице плакали дети, У божницы свеча оплыла». Л. Гумилев с родителями Из дела осужденного Гумилева Л.Н. В основу поэмы легли факты личной биографии Ахматовой: расстрел бывшего мужа Н. Гумилева, арест гражданского мужа Пунина, неоднократные аресты сына – Льва Николаевича Гумилева в годы сталинских репрессий.
История создания и публикации Работа над поэмой г. Запись на магнитофонную плёнку, появление рукописи в редакции «Нового мира» г. Мюнхен, первая зарубежная публикация г. Первая публикация в стране, «Октябрь», 1987, 3. Эпиграф (1957) Вместо предисловия (1961) Вступление (осень ) «Приговор» (лето 1939) «К смерти» (август 1939) «Уже безумие крылом…» (4 мая 1940) «Распятие» ( ) Эпилог (март 1940)
Стихи жили в памяти друзей и близких, так как на бумаге оставлять их было опасно. А.Ахматова: «Реквием» наизусть знали 11 человек, и никто меня не предал» (Из воспоминаний Л.Чуковской об Анне Ахматовой) Основные мотивы поэмы – память, горечь забвенья, немыслимость, невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы
Особенности жанра и композиции «Реквием» состоит из 10 стихотворений, прозаического Предисловия, названного Ахматовой «Вместо Предисловия», Посвящения, Вступления и двухчастного Эпилога. В лирической героине два полюса: 1. Автобиографический, связанный с судьбой самой поэтессы. 2. Общенародный, общечеловеческий, но разные ипостаси лирической героини (простая баба, женщина из богемы начала века, женщина-мать, Богоматерь) не противоречат друг другу, включаются в единое силовое поле этого образа, так что скорбящая героиня становится выразительницей общенародного горя. «Реквием», несмотря на то, что его части создавались в разное время, обладает между тем высочайшей степенью единства. Полифонизм позволяет воспринимать эту поэму и как траурное музыкальное произведение. Основанное на народных плачах, оно несет и глубокую лирическую интонацию, что делает поэтому воистину уникальным художественным явлением.
Роль эпиграфа Эпиграфом к «Реквиему» служит отрывок из стихотворения Ахматовой «Так не зря мы вместе бедовали» (1961 г.). Стихотворение было впервые опубликовано в журнале «Знамя» в 1987 г. Каков смысл эпиграфа? С самого начала автор подчеркивает, что поэма затрагивает не только ее несчастье как матери, но касается общенародного горя. Этот сплав личного и общего выделен в афористичных строчках эпиграфа: «Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был»
Работа в парах по тексту поэмы «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Кто …? Что …? Когда …? К кому …? Чего …? Объясните, почему…? Как относится к …? Почему сравнивает с …? Как рисует…? Какие чувства вызывает…?
Перед этим горем гнутся горы
Это было, когда улыбался Только мертвый…
Тихо льется тихий Дон, Желтый месяц входит в дом…
Семнадцать месяцев кричу…
Двойной дневник Фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание) Комментарий: что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, ассоциации и воспоминания она вызвала?
Особенности поэмы Напоминают народные песни - причитания, колыбельные Душевные мучения отражены в различных по ритмике строках Лирическая героиня и автор поэмы, и страдающая мать Множество страдающих женщин и среди них Ахматова Главы не выдержаны в едином размере
Значение эпилога Вторая часть «Эпилога» развивает тему Памятника, хорошо известную в русской литературе по Державину и Пушкину, но приобретающую под пером Ахматовой совершенно необычный – глубоко трагический – облик и смысл. Никогда, ни в русской, ни в мировой литературе, не возникало столь необычного образа – Памятника Поэту, стоящему, по его желанию и завещанию, у Тюремной Стены. Это – поистине памятник всем жертвам репрессий, замученных в 30-е и иные страшные годы.
Верные – неверные утверждения Имя сына поэтессы - Николай. Нет Имя сына поэтессы - Николай. Нет Предназначение поэта по А.А.Ахматовой – быть голосом совести своего народа. Да Предназначение поэта по А.А.Ахматовой – быть голосом совести своего народа. Да Исторические события, лежащие в основе «Реквиема», – годы «большого террора». Да Исторические события, лежащие в основе «Реквиема», – годы «большого террора». Да Лирическая героиня совпадает с личностью А.А.Ахматовой. Да Лирическая героиня совпадает с личностью А.А.Ахматовой. Да Год первой публикации поэмы «Реквием» Нет Год первой публикации поэмы «Реквием» Нет Год первой публикации в России Нет Год первой публикации в России Нет Структура «Реквиема» – 10 стихотворений. Нет Структура «Реквиема» – 10 стихотворений. Нет Количество сюжетных пластов в поэме - три. Да Количество сюжетных пластов в поэме - три. Да «Реквием» – это заупокойная месса. Нет «Реквием» – это заупокойная месса. Нет
Домашнее задание ( В ТОМ ЧИСЛЕ, ПРИ ПОДГОТОВКЕ КОТОРОГО, ДОЛЖЕН БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН КОМПЬЮТЕР) Выучить наизусть отрывок из поэмы «Реквием» Выучить наизусть отрывок из поэмы «Реквием» Придумать и оформить обложку книги с поэмой Ахматовой «Реквием» Придумать и оформить обложку книги с поэмой Ахматовой «Реквием» Составить библиографию к теме, пользуясь поисковыми системами Yandex и Googl. Составить библиографию к теме, пользуясь поисковыми системами Yandex и Googl.
Слова «Реквиема» обращены ко всем «умершим» на 70 лет согражданам. Тем, кто сажал, и тем, кто сидел. И в этом смысле это глубоко народное произведение. В небольшой по объёму поэме показана очень горькая страница жизни всего народа. Автографическая линия только делает картины всеобщей глобальной трагедии более проникновенными и личными. Завещание жены, матери, поэта...
В Санкт-Петербурге появился памятник Анне Ахматовой. Бронзовую скульптуру установили на набережной Робеспьера. Поэтесса словно смотрит через Неву на следственный изолятор «Кресты».