РОССИЯ 2010 О создании информационной системы в здравоохранении, обеспечивающей, в том числе, персонифицированный учет оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации 8 июня 2010 г.
Цели и задачи создания Системы Повышение уровня информированности населения в вопросах: ведения здорового образа жизни, профилактики заболеваний и получения медицинской помощи, качества обслуживания организаций по вопросам осуществления деятельности в сфере здравоохранения на основе обеспечения возможностей электронного взаимодействия с соответствующими уполномоченными органами 1 Создание условий для обеспечения единых требований к осуществлению деятельности в сфере охраны здоровья граждан, а также для непрерывного повышения качества этой деятельности. Включает: информационную систему, обеспечивающую учет деятельности в сфере охраны здоровья, в том числе персонифицированный учет оказываемых услуг; систему оценки деятельности работников, участвующих в оказании услуг в сфере охраны здоровья; систему контроля качества услуг в сфере охраны здоровья. Управление качеством Обеспечение открытости Цели создания Системы: Управление качеством в сфере организации охраны здоровья граждан Обеспечение открытости системы здравоохранения
Основные участники Системы 2 Пациенты Медицинские образовательные учреждения и НИИ РОИВ, уполномоченные в сфере здравоохранения ТФОМС, СМО Лаборатории Поставщики лекарственных средств, изделий медицинского назначения и мед. оборудования ФОИВ, уполномоченные в сфере здравоохранения ФФОМС Санаторно- курортные учреждения Медицинские ВУЗы и НИИ Банки донорских материалов Бригады скорой помощи Поликлиники и больницы ИН Пациенты МИС (сбор первичной информации) РИР (консолидация информации) ФИР (анализ информации) ИШ (интеграционный шлюз)
Уровень медицинской о организации (внутренний контроль) Уровень субъекта РФ Федеральный уровень Медицинские кадры Схема информационных потоков 3 Электронная медицинская карта гражданина Паспорт медицинской организации ФИР РИР МИС Первичные данные Основные категории информации, циркулирующей в системе здравоохранения Информационные потоки Консолидированные данные Гос. контроль Ведомственный контроль НСИ
Социально-экономическая эффективность снижение дополнительных затрат на лечение несвоевременно диагностированных заболеваний, затрат, связанных с низким уровнем оперативности предоставления медицинской помощи по причине отсутствия необходимой информации, исправлением последствий медицинских ошибок повышение трудового потенциала нации за счет снижения временной и постоянной потери трудоспособности населения снижение стоимости медицинской помощи за счет сокращения количества излишних лабораторных исследований и их дублирования, перехода на использование цифровых технологий при проведении радиологических исследований, снижения затрат времени медицинского персонала на поиск и доступ к необходимой информации о пациенте, повышения эффективности медико-экономической экспертизы снижение затрат на лекарственное обеспечение за счет повышения точности планирования потребности в дорогостоящих и скоропортящихся лекарственных средствах снижение затрат за счет централизации и сокращения дублирования компонентов вычислительной и телекоммуникационной инфраструктуры в рамках единого информационного пространства в сфере здравоохранения снижение смертности, инвалидности и осложнений, связанных с медицинскими ошибками, низким уровнем оперативности, полноты и достоверности информации о состоянии здоровья пациентов и имеющихся ресурсах в системе здравоохранения повышение качества и доступности медицинского обслуживания, лекарственного обеспечения и обеспечения населения изделиями медицинского назначения за счет повышения точности планирования и распределения необходимых объемов медицинской помощи и ресурсов в системе здравоохранения, а также перехода на преимущественно одноканальное финансирование медицинских организаций в системе ОМС уменьшение ошибок медицинского персонала, связанных с назначением лекарственных препаратов и выбором курса лечения за счет доступа врачей к информации о новых методах лечения и лекарственных препаратах повышение эффективности процесса обслуживания пациентов за счет обеспечения доступа ЛПУ к электронным медицинским картам сокращение количества проводимых консультаций и диагностических процедур, назначаемых в отсутствии информации о ранее проведенных исследованиях 4
5 Этапы создания информационной системы в здравоохранении Разработан проект концепции системы Разработано ФЭО Разработаны проекты ТЗ на создание элементов системы 2009 г. Федеральный бюджет Бюджет ОМС 43,9 млн. руб. Разработка типовых решений участников системы здравоохранения (ЛПУ, СМО, ТФОМС, ФФОМС, органа управления здравоохранением субъекта РФ) Апробация типовых решений на базе федеральных медицинских учреждений 2010 г. 239,7 млн. руб – 2012 гг. 479,4 млн. руб. 24 млрд. руб. Создание федерального информационного ресурса Тиражирование типовых решений ЛПУ, ТФОМС, ОУЗ Формирование единой сети информационного обмена Общее стимулирование внедрения ИТ в медицинских организациях Результат: Внедрение электронной медицинской карты гражданина Обеспечение перемещения ЭМК за гражданином Запуск сервиса электронной записи к врачу во всех субъектах РФ Организация межрегиональных взаиморасчетов по ОМС на основе единой НСИ в рамках информационной системы Внедрение единого полиса ОМС Обеспечение подтверждения объема и качества получения услуг медицинской помощи Переход на сплошное наблюдение в рамках сбора медицинской статистики
Условия эффективной реализации проекта Однократный ввод и многократное использование первичной информации, в том числе для целей управления здравоохранением Использование электронных юридически значимых документов в качестве основного источника первичной информации Обеспечение совместимости (интероперабельности) медицинских информационных систем, разрабатываемых различными производителями Обеспечение информационной безопасности и защиты персональных данных, в том числе за счет использования электронных средств идентификации врача и пациента (электронная карта врача, социальная карта пациента) Централизованное управление разработкой, внедрением и сопровождением Системы на основании единой технологической политики с учетом отраслевых государственных, национальных и международных стандартов в области медицинской информатики, включая стандарт HL7 Принятие решения о модернизации и разработке новых компонентов Системы с учетом максимально возможного сохранения существующих программно-технических средств на основе анализа совокупной стоимости владения Поддержка конкуренции среди производителей медицинских информационных систем, обеспечение поэтапного перехода на принципы саморегулирования в этой сфере Условия эффективной реализации проекта
ПРИЛОЖЕНИЕ
Основания для проведения работ Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (распоряжение Правитель- ства от 17 ноября 2008 года) Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (постановление Правитель- ства N Пр-212 от 7 февраля 2008 года) Создание единой информационной системы учета застрахованных в системе ОМС Создание защищенной сети передачи данных в здравоохранении Создание единой национальной системы электронных медицинских карт Формирование единого реестра медицинских кадров Формирование национальной электронной медицинской библиотеки, и т.д. Разработка в 2009 году концепции и системного проекта на создание информационной системы в здравоохранении Поручение Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 17 июля 2008 года 8 Внедрение новых методов оказания медицинской помощи населению, а также дистанционного обслуживания пациентов Стимулирование применения организациями и гражданами информационных и телекоммуникационных технологий Интеграция государственных информационных систем и ресурсов, обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена Увеличение объемов и качества государственных услуг, предоставляемых организациям и гражданам в электронном виде Утвердить комплекс мер по созданию государственной информационной системы персонифицированного учета оказания медицинской помощи, предусмотрев разработку необходимых нормативных правовых актов, а также подключение государственных и муниципальных медицинских учреждений к сети «Интернет» Отработка базовой функциональности системы на пилотных объектах в 2010 году Поэтапная реализация концепции (2011 – 2020 годы) Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации предусматривается выделение в 2010 году из федерального бюджета средств на создание информационной системы в здравоохранении в размере ,8 тыс. рублей Федеральный закон от N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (принят ГД ФС РФ
Международный опыт информатизации здравоохранения Программа в области электронного здравоохранения, финансируемая Евросоюзом США: комплексная программа создания сегмента «Здравоохранения» в рамках Электронного Правительства Канада: система электронного здравоохранения Электронный паспорт здоровья Персонификация медицинских услуг Развитие ИКТ инфраструктуры, в т.ч. создание региональных центров медицинской информации Организация электронного обмена медицинскими данными Создание единых реестров, справочников и классификаторов Телемедицина Ежегодный объем финансирования около 300 млн.евро (без учета национальных программ стран Евросоюза) Электронный паспорт здоровья, в т.ч. предусматривающий персонификацию мед.услуг Национальная информационная инфраструктура в интересах здравоохранения Региональные центры медицинской информации Электронный обмен медицинскими данными Перевод в электронный формат медицинских карт населения Среднегодовой объем финансирования до 2009 года около 1 млрд.долл.США В годах планируется ежегодное финансирование в объеме 10 млрд.долл.США Электронный паспорт здоровья Развитие ИКТ инфраструктуры Создание ИТ-инфраструктуры, объединяющей клиники, госпитали, лаборатории, аптеки и другие медицинские учреждения Создание единых реестров, справочников и классификаторов Телемедицина Среднегодовой объем финансирования около 400 млн.Канадских долларов Проект планируется завершить в 2016 году Основные направления работ Объем финанси- рования 9
Российский опыт информатизации здравоохранения 10 Среднее количество персональных компьютеров в медицинском учреждении составляет 37 единиц 90% медицинских учреждений используют различные программы для организации учета имеющихся ресурсов В целом решен вопрос с оснащенностью органов государственной власти средствами вычислительной техники Среднее количество персональных компьютеров в медицинском учреждении составляет 37 единиц 90% медицинских учреждений используют различные программы для организации учета имеющихся ресурсов В целом решен вопрос с оснащенностью органов государственной власти средствами вычислительной техники Однако: Медицинские информационные системы, как правило, не интегрированы с системами ресурсного планирования и учета в медицинских организациях, не разработана соответствующая методическая база Отсутствуют единые подходы к тарификации медицинских услуг в рамках государственных гарантий Информационные системы проектируются и разрабатываются как системы с коротким жизненным циклом и не позволяют рассматривать и анализировать деятельность системы здравоохранения на больших временных интервалах Деятельность по стандартизации в сфере медицинской информатики и по обеспечению интероперабильности медицинских информационных систем находится в зачаточном состоянии Однако: Медицинские информационные системы, как правило, не интегрированы с системами ресурсного планирования и учета в медицинских организациях, не разработана соответствующая методическая база Отсутствуют единые подходы к тарификации медицинских услуг в рамках государственных гарантий Информационные системы проектируются и разрабатываются как системы с коротким жизненным циклом и не позволяют рассматривать и анализировать деятельность системы здравоохранения на больших временных интервалах Деятельность по стандартизации в сфере медицинской информатики и по обеспечению интероперабильности медицинских информационных систем находится в зачаточном состоянии Необходимо коренным образом изменить подход к информатизации здравоохранения, усилить координирующую роль государства и создать единое информационное пространство в сфере здравоохранения Степень готовности государственных и муниципальных медицинских учреждений к широкому использованию ИКТ в рамках различных форм учета достаточно высока Имеющиеся отечественные разработки и доступность информации о зарубежном опыте позволят осуществить решительный прорыв на качественно новый уровень использования ИКТ в управлении здравоохранением и оказании медицинской помощи
Контроль качества Внутренний контроль Элемент саморегулирования в сфере охраны здоровья граждан в субъектах в сфере охраны здоровья и осуществляется их органами управления или сотрудниками в целях получения информации о качестве, эффективности и рациональности их деятельности, достоверности информации, соблюдения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Государственный контроль 11 Элемент саморегулирования в сфере охраны здоровья граждан в субъектах в сфере охраны здоровья Осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, в части подведомственных им субъектов в сфере охраны здоровья, а также физическими и юридическими лицами в части субъектов в сфере охраны здоровья, учредителями которых они являются Проводится с целью оценки состояния управления качеством в сфере охраны здоровья граждан, в том числе посредством проверки организации внутреннего контроля в субъектах в сфере охраны здоровья Предоставление права на мед. и фарм. деятельность, деятельность по производству мед. изделий, тех. обслуживанию мед. техники, а также лицензирование деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; Контроль за соблюдением требований к организации оказания услуг в сфере охраны здоровья граждан, в том числе в рамках заявительного порядка получения права на мед. и фарм. деятельность, деятельность по производству мед. изделий, тех. обслуживанию мед. техники; Контроль качества оказания услуг в сфере здравоохранения и социального развития, в том числе проверка осуществления внутреннего и ведомственного контроля. Ведомственный контроль