Урок математики в 5 классе
Цели урока. 1. Обобщить и систематизировать ранее при- обретённые знания по темам: «Обыкновенные дроби», «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями», «Сравнение обыкновенных дробей». 2. Умение применять математические знания к решению нестандартных практических задач. 3. Установить тесную связь предметов истории и математики.
Именно обыкновенные дроби помогут нам сегодня узнать что-то новое. А посвятим наш урок знаменательной дате -70-летию начала Великой отечественной войны над фашистскими захватчиками. Война началась рано утром, в 4 часа, 22 июня 1941 года мощными ударами воздушных и механизированных армий Германии.
Задача 1. План нападения на СССР был утверждён Гитлером 18 декабря 1940 года.Он был рассчитан на молнии- ночную войну и предполагал разгром вооружённых сил СССР.
Кто-нибудь знает, какое название имел план Гитлера?
Выполните задания и запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам. А:В классе 24 ученика,3/4 всех учеников составляют девочки. Сколько девочек в классе? Б: В сквере росло 35 деревьев,5/7 из них составляют берёзы. Сколько берёз в сквере? О: Треть часа пятиклассник делал задачу по математике. Сколько минут ему понадобилось? Р: От доски длиной 9 метров отпилили 4 метра. Какую часть доски отпилили? С:Какую долю составляют сутки от года?
2518 4/ /9 20 1/365 1/366 18
Трудно пришлось всем в первые месяцы и годы войны. И на фронте, и в тылу. А под Ленинградом (сейчас это Санкт-Петербург) сомкнулось кольцо фашистского окружения. Город остался без продовольствия, топлива и сообщения с другими городами. 872 дня держалась блокада Ленинграда.
Задача 2 Оборона занимает прямоугольный участок местности. Линия обороны имеет длину 90 км. Одна из наибольшей стороны прямоугольника является передним краем и равна 3/9 линии обороны, а ширина – 3/6 большей стороны. Определить площадь участка обороны.
Решение 1) 90 : 9 * 3 = 30 (км) – одна сторона 2) 30 : 6 * 3 = 15 (км) – вторая сторона 3) 30 * 15 = 450 (км 2) Ответ: 450 км 2
Каждый день сотни и тысячи ленинградцев замерзали на улице и в не отапливаемых домах, погибали под бомбежками. Но больше всего умирало от голода. Была введена карточная система на продукты.
Задача 3 Подсчитайте сколько хлеба в сутки получалось во время блокады, если рабочий получал ¼ часть 1 буханки (1 кг), служащий, иждивенец и дети до 12 лет – по 1/8 части.
Решение: 1) 1000: 4 = 250(г) 2) 1000: 8 = 125(г) При этом 50%, т.е. на половину состоял из примесей. И поэтому был почти несъедобным.
Но ленинградцы, несмотря на голод, холод, болезни продолжали не пускать врага в родной город. Работали заводы, выпускающие снаряды, дежурили бригады добровольцев, спасавшие памятники, дворцы, дома от зажигательных бомб, которые фашистские самолеты сбрасывали на город. Но люди выстояли, они сохранили красивейший город мира – свой Ленинград! А как он сейчас называется, знаете?
Основными событиями войны стали разгром немецких войск под Сталинградом (19 ноября 1942 года – 2 февраля 1943 года), Курская битва (5 июля -23 августа 1943 года), битва за Днепр, освобождение Кавказа.
Задача 4 Большие надежды в войне возлагались на танки. Представьте что каждый из вас командир танковой бригады. И вам надо переправить танки на другой берег. Для переправы 80 танков через реку шириной 720 м, имеется одно переправочное средство. Продолжительность одного рейса переправочного средства – 15 мин, обратно переправочное средство возвращается пустым за 5 минут, одновременно переправляются два танка. Для сокращения времени переправы танков, часть танков можно переправить под водой по одной трассе (рисунок ). Скорость движения танков под водой – 72 м/мин. Определить время переправы танков через реку.
Решение: 1) 720 : 72 = 10 (мин) – на 1 танк под водой 2) = 20 (мин) – на 2 танка на переправе 3) 20 мин на 4 танка ( 2 под водой и 2 на переправе) 4) 80 : 4 = 20 раз 5) 20 * 20 = 400(мин) = 6 ч 40 мин – на все танки Ответ: 6 ч 40 мин.
Самостоятельная работа. Задача 5 Как складывают дроби с одинаковыми знаменателями? Как вычитают дроби с одинаковыми знаменателями? Самостоятельная работа с последующей самопроверкой
Выполните действия: 8/25 + 7/25 = 13/15 - ( 8/15 + 3/15 ) = ( 17/ /100 ) - ( 8/ /100) =
Задача 6. Решить уравнение. 1 вариант. х + 13/31 = 14/31 17/20 - x = 14/20 - 3/20 2 вариант. у – 10/28 = 11/28 8/15 7/15 + х = 14/15
Выполнение задания 1 Каждый командир должен хорошо разбираться в географических картах, а значит уметь определять координаты. Задача 1. Используя рисунок, определите, какое число стоит вместо звёздочки: а) 1/2 = */10 ; б) 1/5 = */10; в) */5 = 6/10; г) 2/5 = 4/*
Задача 2. Юра Спешилкин выполнил работу по сравнению дробей. Вы учитель! Найдите ошибки, исправьте их красным цветом, оцените работу Юры. 6/14 3/6, 23/75 > 0, 19/18 5/5.
Наша страна понесла огромные потери в той войне. Дороги, пройденные солдатом измеряются тысячами километров…Но наш народ выстоял и победил фашизм. Ежегодно 9 мая на Красной Площади в Москве проходит парад, посвящённый победе. На площади есть кремль. На нём большие часы-куранты.
Задача 7. Длина минутной стрелки Кремлевских курантов – 328 см. Высота цифр на циферблате составляет 9/41 от длины минутной стрелки. Вычисли высоту цифр на циферблате Кремлевских курантов.
Решение. З28:41 * 9 = 8 * 9 = 72 см. Ответ: 72 см.
Задача 8 Сегодня мы вспоминаем всех, кто не вернулся с той далекой и страшной войны, кто был на ней, но не дожил до дня сегодняшнего, кто победил, что бы мы все сейчас жили спокойно! Созданы мемориалы памяти. Один из таких мемориалов есть в г. Волгограде (бывший Сталинград). Кто знает как он называется?
Скульптура «Родина – мать зовёт!» - одна из самых больших на планете. Её вес – 8000 тонн, вес меча – 400 тонн 300 кг. Строили весь мемориал 8 лет – с 1959 по 1967 гг. А какова её высота, если высота постамента 4 м, длина меча 30 м, что составляет 10/17 всей статуи?
Решение: 1) 30 : 10 * 17 = 51 (м) – статуя. 2) = 85 (м) Ответ: 85 м.
Итог урока. Какие действия с дробями вы умеете выполнять? Как решать уравнения с дробями?