Теория праздного класса Общество потребления
СОДЕРЖАНИЕ: «Теория праздного класса: экономическое исследование институций» книга американского экономиста Т. Веблена. «Общество потребления» социально- философский труд Жана Бодрийяра
Веблен, Торстейн Бунде Дата рождения: 30 июля 1857 Место рождения: Като, шт. Висконсин, США Дата смерти: 3 августа 1929 (72 года) Место смерти: Менло-Парк, шт.Калифорния,США Американский экономист, социолог, публицист, футуролог. Основоположник институционального направления в политической экономии. Доктор философии (1884). Преподавал в Корнельском ( ), Чикагском ( ), Стэнфордском ( ) университетах, в университете штата Миссури ( ).
Парадокс Веблена Веблен считал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, которые вынуждают их принимать неразумные решения.
Именно благодаря Веблену в экономическую теорию вошло понятие «престижное или показное потребление», получившее название «эффект (парадокс) Веблена».
Объектом пристального внимания Веблена становятся даже домашние животные и одежда. Кошки при этом оказываются "наименее почетными" животными, собаки и скаковые лошади - более почетными. Веблен не оставляет без внимания и женскую красоту в качестве индикатора денежных канонов вкуса, показывая, как демонстративная праздность модифицирует своеобразное представление о красоте женщин. Фактически Веблен является одним из создателей социологической теории потребления, с точки зрения которой вещи не только являются объектами удовлетворения естественных потребностей человека, но и демонстрируют принадлежность к определенному общественному классу.
Основными инстинктивными склонностями людей, считает Веблен, являются: Инстинкт мастерства; Инстинкт праздного любопытства; Родительский инстинкт; Склонность к приобретательству; Набор эгоистических склонностей; Привычки.
Основные труды «Теория праздного класса: экономическое исследование институций» (1899) «Теория делового предприятия» (1904). «Инстинкт мастерства» (1914) «Имперская Германия и промышленный переворот» (1915) «Исследование природы мира и условий его поддержания» (1917). «Высшее образование в Америке» (1918) «Предприниматели и простой человек» (1919) «Инженеры и система ценообразования» (1921). «Собственность отсутствующих лиц и предпринимательство в современную эпоху: пример Америки» (1923).
Бодрийяр, Жан Дата рождения: 27 июля 1929 Место рождения: Реймс, Франция Дата смерти: 6 марта 2007 (77 лет) Место смерти: Париж, Франция Направление: постмодернизм Основные интересы: социология, культурология, социальная философия Значительные идеи: гиперреальность, симулякр
Основные идеи Бодрияра Ввёл понятие гиперреальность как развитие марксистского понятия надстройка. Основа гиперреальности симуляция. Единицами гиперреальности являются симулякры знаки или не само тождественные феномены, отсылающие к чему-то другому, а потому симулятивные. Бодрийяр развил учение о трёх порядках симулякров: копии, функциональные аналоги и собственно симулякры. К третьему порядку симулякров он относил все современные феномены, включая деньги, общественное мнение и моду. Они функционируют по принципу символического обмена.
Современную эпоху Бодрийяр называет эрой гиперреальности надстройка определяет базис, труд не производит, а социализирует, представительные органы власти никого не представляют. Современную эпоху характеризует чувство утраты реальности. Последним бастионом реальности становится смерть («смерть, пожалуй, единственное, что не имеет потребительной стоимости»). На смерти основана любая власть и экономика. Но в этом случае смерть выступает не сама по себе, а как фантазм (представление). В искусстве Бодрийяр видит критическую и терапевтическую функции по возвращению реальности.
Бодрийяр рассматривает потребление как цепную психологическую реакцию, которая направляется современной магией, природа которой бессознательна « Общество потребления » социально- философский труд Жана Бодрийяра (1970 г)
Бодрийяр считает, что общество потребления это общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни культура, и где даже изобилие является следствием тщательно маскируемого и защищаемого дефицита, имеющей смысл структурного закона выживания современного мира. Бодрийяр считает, что в манипулировании потреблением содержится объяснение парадоксов современной цивилизации, для которой равно необходимы бедность, войны и эстетическая медицина, преследующие одну и ту же цель создание уходящих в бесконечность целей для наращивания производства.
1. Содержание 1.1 Часть первая. Баланс изобилия 1.2 Часть вторая. Теория потребления Общественная логика потребления К теории потребления Персонализация, или наименьшее маргинальное различие (НМР) 1.3 Часть третья. СМИ, секс, досуг Массово-информационная культура Тело самый прекрасный объект потребления Драма досуга, или невозможность убить своё время Мистика заботы Аномия в обществе изобилия 1.4 Заключение
Часть первая. Баланс изобилия Структурный анализ приводит его к выводу о «кругообразной динамике роста и изобилия», при которой выживание системы осуществляется при её бесконечном самовоспроизводстве. В результате традиционное понятие пользы заменяется понятием функциональности. Поощряемая государством и бизнесом постоянная переквалификация кадров, психологическая вредоносность конкурентной среды, расточительство все это рассматривается Бодрийяром как целенаправленная производительная сила, извлекающая из всего ресурс роста.
Часть вторая. Теория потребления. Общественная логика потребления Ключевое понятие социального устройства счастье Бодрийяр рассматривает как абсолютизированный принцип общества потребления. Потребительская ценность товаров абсолютна и не зависит от конкретного человека.
К теории потребления В современной цивилизации не существует рационального потребителя, самостоятельно осуществляющего свой выбор. В основе выбора товара лежит стремление к социальному отличию. Социальная обеспеченность, «счастье» становятся императивами общества потребления, которое не поощряет пассивность и экономность, поскольку за ними следует утрата потребительской способности.
Персонализация, или наименьшее маргинальное различие (НМР) Функциональный, обслуживающий характер человека в обществе потребления приводит к синтезу индивидуальности из знаков и подчёркнутых отличий. Персонализация человека в знаках задаёт всё вплоть до самих его типов.
Часть третья. СМИ, секс, досуг Массово-информационная культура Развитие средств коммуникации приводит к утрате символической основы в человеческом общении. Атрибутом мира потребления является китч никчёмный предмет, не имеющий сущности, но характеризующийся лавинообразностью. распространения, имеющей классовую природу. Средства массовой информации отражают и закрепляют тоталитарный характер общества потребления.
Тело самый прекрасный объект потребления Общество потребления вводит культ тела, чем устанавливает фетишизацию не только мира, но и самого человека. Традиционные понятия красоты, эротичности заменяются функциями они подсчитываются как статьи потребительской способности. Тело это объект потребления, наряду с обладателем его потребляют медицина и модные журналы.
Драма досуга, или невозможность убить своё время В традиционном смысле время исчезает его деление на свободное, приятно или плохо проведённое больше не является фундаментальным критерием его различения. В обществе потребления время невозможно убить, его нельзя потратить вне системы потребления.
Мистика заботы «Под солнцем заботы загорают современные потребители». Услужливость, раболепство, идеология дара это систематические факты современного общества, которые скрывают реальные экономические механизмы.
Аномия в обществе изобилия Изобилие обволакивает человека и с неизбежностью ставит его перед новой моралью, которая не является следствием прогресса. Субкультуры ненасилия (дзен- буддизм, культуру хиппи) Бодрийяр не считает реальной альтернативой обществу потребления и считает их лишь метаморфозами последнего.
Заключение В заключении Бодрийяр делает вывод о конце трансцендентного в человеческом мире, чем обобщает проблематику всей книги. На смену мифу, некогда указывавшему на трансцендентное, приходит современный упрощённый миф. Мир знаков снимает традиционные противоречия реальности. В этом мире исчезает и сам человек, он больше не является индивидуальностью и состоит лишь из знаков социального статуса. «Это профилактическая белизна пресыщенного общества, общества без головокружения и без истории, не имеющего другого мифа, кроме самого себя».
Основные труды Система вещей (1968, рус. перевод 2001) Общество потребления (1970, рус. перевод 2006) К критике политической экономии (1972, рус. перевод 2003) Символический обмен и смерть (1976, рус. перевод 2000) Соблазн (1979, рус. перевод 2000) Симулякры и симуляция (1981, рус. перевод 1996) В тени молчаливого большинства, или конец социального (1982, рус. перевод 2000) Америка (эссе) (1986, рус. перевод 2000) Прозрачность зла (1990, рус. перевод 2006) Пароли. От фрагмента к фрагменту (2000, рус. перевод 2006)