КОГНИТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКЕ МБОУ «Гимназия г. Болхова» Татьяна Владимировна Леньшина, Учитель музыки
развитие всей совокупности умственных способностей и стратегий учащихся, делающих процесс обучения более эффективным ОСНОВНАЯ ИДЕЯ КОГНИТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ЦЕЛЬ КОГНИТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ создание условий и системы работы по повышению эффективности обучения музыке с опорой на всю совокупность умственных способностей учащихся
ДИАГНОСТИКА «ЗНАЮ – ХОЧУ – МОГУ – ДЕЛАЮ»
ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
1.вербально-лингвистический интеллект, 2.аудио-музыкальный интеллект, 3.логико-математический интеллект, 4. пространственный интеллект, 5.телесно-кинестетический интеллект, 6. внутриличностный интеллект, 7. межличностный интеллект, 8. интеллект естествоиспытателя, 9. экзистенциальный интеллект. ВИДЫ ИНТЕЛЛЕКТА:
- чтение текста, -словарная игра, -организация дискуссии, -работа с фрагментом текста, -составление рассказа по ключевым словам. ВЕРБАЛЬНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ:
-задания не классификации, -построение схем, кластеров, карт ума, -логические игры, -числовые игры. ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ:
-упражнения на образное восприятие, -решение лабиринтов, -задания на активное воображение. ВИЗУАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ:
-конструирование, -подвижные игры, -пантомима, -пластическое интонирование, -инсценировка, -музыкально-двигательные упражнения. ТЕЛЕСНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ:
-восприятие музыки, -анализ музыкального произведения, -пение, -танец, -игра на разных музыкальных инструментах. АУДИО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ:
-исследование создания музыкальных произведений, -формирование фонотеки на основе классификации. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ:
-выполнение самостоятельного проекта, -различные виды проведения рефлексии, -самостоятельное выполнение конкретного задания. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ:
-коллективные игры, - групповые проекты, -ролевые игры, -коллективные творческие задания. МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ:
ДИАГНОСТИКА «Я И МОЕ ОТРАЖЕНИЕ»
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ «Я И МОЕ ОТРАЖЕНИЕ»
-двигаться «В унисон», - двигаться в направлении «Развитие». ВАРИАНТЫ ОБУЧЕНИЯ:
1. Отбор содержания (формирование «Тематического портфолио урока»). ЭТАПЫ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ МУЗЫКИ НА ОСНОВЕ КОГНИТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ:
Виды интеллекта Характер компонент урока 1. Вербально - лингвистический Текст высказываний о музыке и музыкантах поэтов, писателей, выдающихся людей. Беседа о главном смысле данных высказываний, выбор правильного суждения. 1.Логико- математический Схема построения урока с точки зрения учебных универсальных действий детей. 1.Визуально- пространственный Просмотр портретов композиторов, фотографий писателей и поэтов. Обсуждение в группах между детьми. 1. Аудио - музыкальный Восприятие музыки, представление музыкальных образов под музыку. Обсуждение характерных особенностей музыкальных произведений. Соотношение музыки и художественных произведений. 5.Телесно- кинестетический Использование музыкальных инструментов для импровизации музыкального произведения. 6. Естествоиспытательски й. Сравнительный анализ контрастных музыкальных произведений западноевропейских композиторов. 7. Межличностный Организация игры на музыкальных инструментах (воображаемый оркестр). Развитие вокально - хоровых навыков. 8. Внутриличностный Самостоятельный выбор музыкального инструмента для музицирования в шумовом оркестре. Выбор участников для драматизации по индивидуальным особенностям детей. 9. Экзистенциальный Определение человеческих ценностей для деятельности. Выражение чувств, эмоций через осмысление жизненной позиции.
1. Отбор содержания (формирование «Тематического портфолио урока»). 2. Организация деятельности учащихся (формирование «Технологической карты» урока»). ЭТАПЫ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ МУЗЫКИ НА ОСНОВЕ КОГНИТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ:
Задания блока 1 А. Прочитайте высказывания. Б. Определите главный смысл предложений. Задания блока 2. А. Определите тему урока с помощью высказываний о музыке и музыкантах Б. Постановка цели урока и составление алгоритма действий по теме. Задания блока 3. А. Посмотрите на портреты композиторов и определите связь классикой и современным миром. Б. Просмотр фотографий и видеороликов писателей и поэтов о музыке и музыкантах. В. Обсуждение выбора художественных произведений Задания блока 4. А. Слушание музыкальных произведений, беседа о прослушанном. Б. Представление музыкальных образов под сопровождение инструментов. В. Анализ музыкальных произведений по схемам и обсуждение характерных особенностей музыки. Г. Соотнесите произведения музыкальные с художественными, что общего между ними. Задание блока 5. А. Пластическое интонирование, двигательная импровизация под музыку разного характера. Б. Работа в парах по интересам. Задания блока 6. А. Прослушивание музыкальных произведений, их анализ. Б. Нахождение контраста в звучании, исполнении, определении характера музыкальных и художественных произведений. В. Представление картины под понравившееся музыкальное произведение. Задания блока 7. А. Обсудить в группах вопросы: - какие музыкальные инструменты входят в состав симфонического оркестра (объединение в группы); - как будет каждая группа показывать в движении игру на музыкальных инструментах; - что значит коллективное исполнение инструментального о вокального произведений. Задания блока 8. А. Индивидуальный выбор музыкального инструмента для подыгрывания под классическое произведение. Б. Подумайте, какова роль каждого исполнителя. В. Выбор участников элементов драматизации по самооценке детей. Задания блока 9. А. Найти высказывания о музыке и музыкантах и объяснить их смысл. Б. Поразмыслить над тем, как чужие поступки повлияют на вашу жизненную позицию.
1. Отбор содержания (формирование «Тематического портфолио урока»). 2. Организация деятельности учащихся (формирование «Технологической карты» урока»). 3. Система оценивания. ЭТАПЫ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ МУЗЫКИ НА ОСНОВЕ КОГНИТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ:
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ «ЗНАЮ – ХОЧУ – МОГУ – ДЕЛАЮ»
КОГНИТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКЕ МБОУ «Гимназия г. Болхова» Татьяна Владимировна Леньшина, Учитель музыки
предмет класс всего учеников обученность средний балл % качества знаний «5»«4»«3»«2» Музыка (1-я четверть) 3 а ,8100% 3 б ,0100% 4 а ,0100% 4 б ,0100% 5 а ,0100% 5 б ,0100% 6 а ,8100% 6 б ,8100% 7 а ,8100% 7 б ,8100% Музыка (2-я четверть) 3 а ,0100% 3 б ,0100% 4 а ,0100% 4 б ,0100% 5 а ,0100% 5 б ,0100% 6 а ,9100% 6 б ,9100% 7 а ,9100% 7 б ,9100%
КОГНИТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКЕ МБОУ «Гимназия г. Болхова» Татьяна Владимировна Леньшина, Учитель музыки