« Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…» (Чему учит исторический роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?)
История создания произведения «Капитанская дочка» (1836 г.) Исторический роман - роман, действие которого развертывается на фоне исторических событий. Задание: привести примеры исторических произведений.
Смысл названия Название романа тесно связано с образом Маши Мироновой. В произведении утверждается вера в человека, в ценность его чувств, в вечность добра, чести и благородства. Все эти качества воплощены в образе русской девушки – дочери капитана Миронова. Название романа тесно связано с образом Маши Мироновой. В произведении утверждается вера в человека, в ценность его чувств, в вечность добра, чести и благородства. Все эти качества воплощены в образе русской девушки – дочери капитана Миронова.
Проблематика романа Проблема нравственного выбора Проблема нравственного выбора Проблема чести и бесчестия Проблема чести и бесчестия Проблема милосердия и сострадания Проблема милосердия и сострадания Проблема человеческого достоинства Проблема человеческого достоинства Проблема долга и обязанностей Проблема долга и обязанностей Проблема любви и ненависти Проблема любви и ненависти
Роль эпиграфа в произведении Эпиграф – элемент произведения, который представляет собой короткий текст, выражающий основную мысль произведения или его фрагмента, и помещается в его начале. Задание: заполнить таблицу (см. следующий слайд), вписать названия глав.
Эпиграф Смысл эпиграфа, всей главы Глава 1. – Был бы гвардии он завтра ж капитан. - Того не надобно; пусть в армии послужит - Изрядно сказано! Пускай его потужит… ………………………………………………………………….. Да кто его отец? Княжнин Глава 2. Сторона ль моя, сторонушка, сторона незнакомая! Что не сам ли я на тебя зашел, Что не добрый ли да меня конь завез: Завезла меня, доброго молодца, Прыткость, бодрость молодецкая И хмелинушка кабацкая. Старинная песня Глава 3. Мы в фортеции живем, Хлеб едим и воду пьем; А как лютые враги Придут к нам на пироги, Зададим гостям пирушку: Зарядим картечью пушку. Солдатская песня Старинные люди, мой батюшка. «Недоросль» Глава 4. – Ин изволь, и стань же в позитуру. Посмотришь, проколю как я твою фигуру! Княжнин
Глава 5. Ах ты, девка, девка красная! Не ходи, девка, молода замуж; Ты спроси, девка, отца, матери, Отца, матери, роду-племени; Накопи, девка, ума-разума, Ума-разума, приданова. Песня народная Буде лучше меня найдешь, позабудешь. Если хуже меня найдешь, вспомянешь. То же Глава 6. Вы, молодые ребята, послушайте, Что мы, старые старики, будем сказывать. Песня Глава 7. Голова моя, головушка, Голова прослушивая! Послужила моя головушка Ровно тридцать лет и три года. Ах, не выслужила головушка Ни корысти себе, ни радости, Как ни слова себе доброго И ни рангу себе высокого; Только выслужила головушка Два высокие столбика, Перекладинку кленовую. Еще петельку шелковую. Народная песня Глава 8. Незванный гость хуже татарина. Пословица
Глава 9. Сладко было спознаваться Мне, прекрасная, с тобой; Грустно, грустно расставаться, Грустно, будто бы с душой. Херасков Глава 10. Заняв луга и горы, С вершины, как орел, бросал на град он взоры. За станом повелел соорудить раскат И, нем перуны скрыв, в нощи привести под град. Херасков Глава 11. В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. «Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» – Спросил он ласково. А. Сумароков. Глава 12. Как у нашей у яблоньки Ни верхушки нет, ни отросточек; Как у нашей у княгинюшки Ни отца нету, ни матери. Снарядить-то ее некому, Благословить-то ее некому. Свадебная песня. Глава Не гневайтесь, сударь: по долгу моему Я должен сей же час отправить вас в тюрьму. - Извольте, я готов; но я в такой надежде, что дело объяснить дозволите мне прежде. Княжнин. Глава 14. Мирская молва- морская волна. Пословица. Вывод: _______________________
Формирование характера Петра Гринева Этапы жизни ПоступкиУроки Детство, отрочество Рос недорослем, беззаботный. Гоняет голубей, но любит родителей, послушный. Служи честно, кому присягнешь; от службы не отказывайся; береги честь смолоду. Юность Оставил мечты о красивой жизни в столице, едет служить в отдаленную крепость; напился, проиграл в карты, обругал Савельича; безответственность Осознает ошибки, просит прощения Встреча с Пугачевым (во время бурана) Упрямство, попадает в буран; уважительно относиться к простому мужику; способен отблагодарить; дарит заячий тулуп Умеет (учиться) благодарить Прибытие в крепость; знакомство с семьей Мироновых Хорошо относятся, отвели квартиру хорошую; положительное первое впечатление о Маше Мироновой Взаимные, любезные отношения; хорошее отношение к простым людям Отношения со Швабриным Первое знакомство с Швабриным, хорошее впечатление о нем. Дальнейшее общение со Швабриным и уже не очень приятное ощущение от общения с ним. Чтение стихов Швабрину, ссора по поводу их содержания. Дуэль из-за ссоры (из-за оскорбления Марии). Понимание того, что полное представление о человеке может сложиться только при длительном общении с ним. Умение постоять за свое мнение и за свою любовь; необходимость проучить «мерзавца» Швабрина; проявляет благодарность, мужество Задание: заполнить таблицу.
Вывод: _________________ Вторая встреча с Пугачевым Первоначальная схватка с Пугачевым; Пугачев занимает крепость и казнит близких Гриневу людей; неповиновение Пугачеву, избежание казни Учится испытывать и преодолевать боль от потери знакомых и близких людей; преодоление страха смерти, смелость. Третья встреча с Пугачевым Поимка Гринева и Савельича Пугачевским караулом. Встреча с Пугачевым. Жалоба Пугачеву на Швабрина. Сказал Пугачеву, что в Оренбурге все хорошо; проявляет смелость и выдержку; ночевка, путь в Белгородскую крепость. Понимает, что честными и благородными путями можно добиться расположения к себе даже врага. Арест Получение приказа об аресте; спокойное восприятие известия и путь в Казань на суд с чистой совестью. Искренность, честность и рассудительность при ответах на суде. Не упомянул имя Маши Мироновой. Ведет себя достойно и благородно, даже когда угрожает его жизни. Учится заботиться о любимых и близких людях. Четвертая встреча с Пугачевым Присутствие на казни Пугачева. Пугачев узнал Гринева в толпе и кивнул ему головой. Гринев понимает, что он и Пугачев нашли общий язык между собой, сблизились, установилось на короткий срок взаимопонимание. Хотя они и были врагами. Человечность, уважение к личности других людей и к их простым чувствам объединила Пугачева и Гринева.
Формирование характера Петра Гринева. Вывод. Жизненные испытания преодолевать достойно помогает мудрое воспитание: правила поведения, развитие лучших качеств, опыт родителей, приобретение собственного опыта. Совестливость, благородство, благодарность, щедрость, честь, честность, мужество, смелость, рассудительность, выдержка – все эти качества обеспечили счастливый финал, и Гринев проживает долгую, достойную жизнь в кругу любящих и любимых людей. Жизненные испытания преодолевать достойно помогает мудрое воспитание: правила поведения, развитие лучших качеств, опыт родителей, приобретение собственного опыта. Совестливость, благородство, благодарность, щедрость, честь, честность, мужество, смелость, рассудительность, выдержка – все эти качества обеспечили счастливый финал, и Гринев проживает долгую, достойную жизнь в кругу любящих и любимых людей.
Образ Маши Мироновой. Эволюция характера Черты характера Поступки Робкая, застенчивая Боится выстрела пушки; молчит на первом обеде с Петром Гриневым. Скромная, милая, добрая, нежная Любит близких ей людей; не спорит с матерью, когда она говорит о том, что Машу никто не хочет брать замуж. Проницательная, честная Не вышла замуж за Швабрина, потому что не видела в нем достойного человека; знала, за что ее невзлюбил Швабрин; рассказала всю правду императрице. Искренняя, открытая Рассказала Петру, что на ней сватался Швабрин; призналась в любви к Гриневу. Заботливая Помогает Петру после ранения шпагой; хочет освободить любимого из тюрьмы. Смелая, волевая, мужественная Не побоялась просить помощи у императрицы; не вышла замуж по расчету из своих убеждений и принципов. Верная, благодарная, смелая духом Стойко вынесла смерть родителей; не поверила, что Петр мог служить Пугачеву; не сломилась духом, когда Швабрин подвергал ее испытаниям. Вывод: ________________ Задание: заполнить таблицу, сделать вывод.
Маша Миронова обрела счастье за добрый характер, за то, что «рассмотрела» любимого, осталась верна своей любви. А любовь – движущая сила, она облагораживает, делает сильнее и мудрее, придает смысл жизни. Маша Миронова обрела счастье за добрый характер, за то, что «рассмотрела» любимого, осталась верна своей любви. А любовь – движущая сила, она облагораживает, делает сильнее и мудрее, придает смысл жизни. Задание: ответить на вопрос «Почему Маша Миронова – нравственный идеал А.С. Пушкина». Написать вывод
Характеристика Пугачева Черты характера Поступки Свободолюбивый Не хочет жить в рабстве; «лучше быть орлом, чем вороном». Умный, смекалистый, но лукавый Выдает себя за царя, все понимает про свое окружение и про будущее. Способен смотреть на ситуацию с разных сторон Прощает Петра Гринева за непослушание. Вспыльчивый Не терпит неповиновения. Жестокий Совершает массовые казни и убийства во время восстания. Красноречив, лидер Речь пестрит поговорками и прибаутками; повел за собой народ. Проницательный; понимает народ, подвластный ему Смог убедить пойти людей за собой в Крестьянской войне. Решительный Решился поднять восстание. Вывод: _____________ Вывод: _____________ Задание: заполнить таблицу, выявить авторское отношение к герою
Характеристика Пугачева. Вывод Рисуя образ Пугачева, Пушкин показывает всю мощь, талантливость, противоречивость русского народа. Не имея возможности духовно развиваться (образование, свободный труд), народ способен на серьезные действия (стихийный массовый протест – бунт). А если бы государство создавало условия, вся мощь, энергия была бы направлена на благо страны. Императрица Екатерина II (олицетворение власти) должна была задуматься, почему появляется такая агрессия и ненависть в народе, попытаться изменить законы (отмена крепостного права, наделение землей крестьян). Вместо этого в очередной раз произошла жестокая расправа с бунтовщиками. Исторический урок властью не усвоен и будет повторяться. Рисуя образ Пугачева, Пушкин показывает всю мощь, талантливость, противоречивость русского народа. Не имея возможности духовно развиваться (образование, свободный труд), народ способен на серьезные действия (стихийный массовый протест – бунт). А если бы государство создавало условия, вся мощь, энергия была бы направлена на благо страны. Императрица Екатерина II (олицетворение власти) должна была задуматься, почему появляется такая агрессия и ненависть в народе, попытаться изменить законы (отмена крепостного права, наделение землей крестьян). Вместо этого в очередной раз произошла жестокая расправа с бунтовщиками. Исторический урок властью не усвоен и будет повторяться.
Проблемные вопросы Актуально ли произведение и почему? Актуально ли произведение и почему? В чем заключается смысл произведения? В чем заключается смысл произведения? Чему учит роман «Капитанская дочка»? Чему учит роман «Капитанская дочка»? Справедливо ли вознаграждены герои романа? За что? Справедливо ли вознаграждены герои романа? За что?