Вопрос: как добиться того, чтобы не терять зря времени? Ответ: прочувствовать время во всей его протяженности. Средства: проводить дни в приемной зубного врача на жестком стуле; сидеть на балконе в воскресенье после обеда; слушать доклады на непонятном для тебя языке; выбирать самые длинные и самые неудобные железнодорожные маршруты и, разумеется, ездить в поездах стоя; торчать в очереди у театральной кассы и не брать билета на спектакль, и т. д. и т. п.
Вопросы, помогающие сделать учебное время эффективным На чем я должен сконцентрироваться в первую очередь на этом уроке? (какова центральная задача)? Какая задача на этом уроке самая существенная и требует наибольших затрат времени? Какие другие дела на этом уроке необходимо завершить, подготовить к завершению или начать (обязательные задачи)? К каким нерешенным вопросам следовало бы приступить (возможные задачи)? Что было бы еще целесообразно, желательно или уместно сделать?
Причина дефицита времени 1. Неверная расстановка приоритетов в учебе 2. Неумение планировать учебное время
Определение резерва времени 1. Оставляйте определенный процент своего времени в качестве резерва для неожиданных заданий или на случай недооценки продолжительности отдельных этапов урока 2. Старайтесь сократить количество и объем «помех» вашего времени
«Поглотители времени» 1. Недостаточно четкая постановка цели, которую вы как учитель хотите добиться. 2. Отсутствие приоритета в заданиях. 3. Попытка слишком много сделать за один урок. 4. Нерациональное планирование урока. 5. Отсутствие представления о предстоящих учебных задачах и путях их решения. 7. Отсутствие дисциплины. 8. Неумение довести дело до конца. 9. Недостаточная подготовка к урокам. 10. «Болтовня» на частные темы во время занятий. 11. Синдром «откладывания на завтра».
Ваше время на уроке- в ваших руках …
Активное слушание «Говорят, природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать» Плутарх. «Если вы хотите понравиться людям, соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем». Д.Карнеги.
Средство, позволяющее экономно и эффективно распоряжаться временем В условиях современного преподавания очень эффективно применение компьютеров. 1) Происходит охват всех учащихся деятельностью, в которой практические навыки работы на компьютере переплетаются с приобретением знаний. 2) Позволяет задействовать видео и аудио каналы получения информации. Наглядность на высоком уровне. 3) значительно экономить время. 4) проводить работу по готовым электронным пособиям. 5) позволяют уч-ся самим составлять тесты, в том числе опираясь на образцы. 6) позволяет готовить эстетически оформленные материалы для выступлений. 7) готовит к практическому применению знаний об особенностях тестирования в условиях ЕНТ. 8) позволяет действовать с индивидуальной скоростью..
Притча Некто, гуляя по лесу, повстречал дровосека, который долго и упорно пилил сваленное дерево. Прохожий подошел ближе, чтобы разглядеть, почему работа дается с таким трудом, и сказал: «Извините, но мне кажется, что ваша пила совершенно затупилась! Почему бы вам ее не заточить?» На что дровосек простонал: «Для этого у меня нет времени – я должен пилить!» А как обстоит дело у вас? Когда вы собираетесь «заточить свою пилу»?