Психологическое сопровождение одаренных детей Педагог-психолог МОУ СОШ 2 р.п.Тумботино Легостина Е.С.
« Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы.» Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" Д.Медведев В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы.» Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" Д.Медведев
Цель: выявление и поддержка способных и одаренных детей, раскрытие их индивидуальности, развитие целостного миропонимания, творческого и системного мышления; создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.
Задачи: 1. Выявлять и вести мониторинг развития одарённых детей; 2. Способствовать гармоничному эмоциональному и социальному развитию одарённых детей; 3. Осуществлять психологическое просвещение родителей на тему одарённости; 4. Способствовать профессиональному и личностному совершенствованию педагогов.
Одаренные дети : имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную, познавательную потребность; имеют доминирующую активную, познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
Формы работы с одаренными учащимися : групповые занятия с одаренными учащимися; групповые занятия с одаренными учащимися; факультативы; факультативы; кружки по интересам; кружки по интересам; конкурсы; конкурсы; спецкурсы; спецкурсы; участие в олимпиадах; участие в олимпиадах; занятия в профильных классах занятия в профильных классах интеллектуальные марафоны интеллектуальные марафоны
Основные этапы работы с одаренными детьми Анамнестический – учитываются успехи в различных видах деятельности Диагностический – проводится оценка способностей ребенка и его творческих возможностей Развивающий – формирование, углубление и развитие неординарных способностей ребенка
Направления работы: 1. Психодиагностика 2. Психопрофилактика и развитие 3. Просвещение
Психодиагностика Психодиагностика первоначальное выделение детей для дальнейшего обследования. первоначальное выделение детей для дальнейшего обследования. отбор детей в группу одарённых ( уровень интеллекта, познавательной мотивации и креативность) отбор детей в группу одарённых ( уровень интеллекта, познавательной мотивации и креативность) мониторинг одарённости.
Психопрофилактика и развитие Внедрять индивидуальные программы работы педагогов с одаренными детьми согласно собственной оценки педагогов и данными психологической службы. Внедрять индивидуальные программы работы педагогов с одаренными детьми согласно собственной оценки педагогов и данными психологической службы.
Проводить целенаправленную, систематическую работу по развитию эмоциональной и социальной сфер у одарённого школьника, формировать у школьников адекватное самовосприятие, помогать в адаптации ребёнка в окружающем мире.
Просвещение: Работа c педагогами над осознанием, оценкой и развитием личностных качеств, необходимых для работы с одарёнными детьми. -Консультации (рекомендации); -Педагогические советы; -Тренинги.
Просвещение: Помощь родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка. Помощь родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка. Родительские собрания; Родительские собрания; Консультации. Консультации. Основная тематика: особенности одарённого ребёнка, влияние стилей детско-родительских отношений на его развитие, роль понимания взрослыми одарённости.. Основная тематика: особенности одарённого ребёнка, влияние стилей детско-родительских отношений на его развитие, роль понимания взрослыми одарённости..