1 Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Зенгино Оричевского района Кировской области ЗДОРОВЬЕ И Я Выполнила: ученица 8 класса Коновалова Алена Руководитель: учитель биологии, экологии, химии Фокина Татьяна Михайловна
2 Цель : исследование индивидуального здоровья Задачи: 1. Подобрать и изучить литературу по теме исследования. 2. Определить состояние здоровья методом самоконтроля: а) состояние стоп - методом сбора плантограмм; б) изучить состояние осанки; в) определить уровень функционального состояния организма по реакции пульса в без нагрузочных и нагрузочных пробах; г) вычислить адаптационный потенциал системы кровообращения. 3. Оценить общий уровень физического состояния организма. 4. Оценить умственную работоспособность организма. 5. Сделать выводы и разработать рекомендации по укреплению здоровья.
3 Объект исследования: организм ученицы 8 класса. Предмет исследования: состояние здоровья. Рабочая гипотеза: состояние здоровья зависит от образа жизни человека, предполагаю, что мое физическое и соматическое здоровье хорошее и умственная работоспособность достаточно высокая.
4 Экологический риск : если не знать состояние здоровья своего организма, то можно не заметить развития различных отклонений или заболеваний. Значение работы для снижения возможного экологического риска: если вести постоянный контроль состояния здоровья, можно определить ранние признаки нарушений здоровья и своевременно корректировать нежелательные состояния.
5 Что такое здоровье?: «Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой» ВОЗ
6 Методика исследования: Определение наличия плоскостопия: Метод плантограмм Оценка состояния осанки: Грудино-плечевой тест Мониторинг функционального состояния организма Безнагрузочные пробы: - проба в покое сидя - проба «сидя – стоя» - ортостатическая проба - проба Штанге - проба Аншера-Данини - кожно – вегетативные рефлексы Нагрузочные пробы: - проба Мартине - индекс Руфье
7 Методика исследования: Вычисление адаптационного потенциала системы кровообращения: по заданному набору показателей с помощью уравнений множественной регрессии Определение скорости кровенаполнения ногтевого ложа: по формуле V=l/t, где V – скорость кровотока, l – длина ногтя. Оценка умственной работоспособности: резервов внимания, объема и скорости переработки информации с помощью корректурной таблицы Анфимова Определение уровня физического состояния организма (УФС)
8 Результаты исследования: Определения наличия плоскостопия: АВ=8,3 см, СД=3,2 см (левая нога) СД/АВ= 0,33 – нет плоскостопия АВ=8 см, СД=2,1 см (правая нога), СД/АВ=0,33 – нет плоскостопия Грудино-плечевой тест: Расстояние передней поверхности – 26 см Расстояние задней поверхности 26 см 26/26=1 Нет нарушение осанки.
9 Результаты исследования: Безнагрузочные пробы Проба в покое сидя: хорошо (58 – 69) Проба «сидя – стоя» по Н.Е. Тесленко Пульс сидя Пульс стоя – 61 Разница 61– 59 = 2 ИСС =10 т. е 5 баллов. Преобладает парасимпатический тонус т. е улучшение функции кровообращения при переходе из состояния сидя в состояние стоя
10 Результаты исследования: Безнагрузочные пробы Ортостатическая проба Учащение ЧСС Пульс лежа – 49 Пульс стоя – 61 Разница 61 – 49 = 12 Соответствует норме для подростков Проба Штанге Задержка дыхания на 40 секунд, частота дыхания не изменилась, пульс - 60 ударов. В спокойном состоянии пульс - 59 ударов. Состояние сердечно – сосудистой системы в норме для нетренированного человека.
11 Результаты исследования: Определение тонуса вегетативной нервной системы (ВИ) по Кердо ВИ=(1-59:60)*100=20 ВИ =20 – преобладание симпатической иннервации. Проба Аншера - Данини ЧП до надавливания - 59, ЧП после надавливания – 60 Разница: 59-63= -4 – относительное равновесие. Кожно – вегетативные рефлексы Белый дермографизм – повышение тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы.
Нагрузочные пробы Проба Мартинэ Восстановление ЧСС проходит в норме. После нагрузки пульс увеличился примерно на 16%. Состояние сердечно-сосудистой системы хорошее т.к учащение пульса не более чем на 50% – 75%.
Проба Мартинэ
14 Результаты исследования: Адаптационный потенциал системы кровообращения АП=0,001*59+0,014*105+0,008*60+0,009*40- 0,009*56+0,009*153+0,014*14-0,270,67 Организм способен хорошо адаптироваться к нагрузкам. Группа занятий на уроке физкультуры – основная. Определение скорости кровенаполнения ногтевого ложа V 1 =13/4=3,25 мм/с Скорость кровотока соответствует норме Индекс Руфье (4*( )-200)/10=20,4 Показатель равный 20,4 соответствует норме
Общий уровень физического состояния организма УФСШкала регрессии Мужчины Женщины Низкий 0,225 – 0,3750,157 – 0,260 Ниже среднего 0,376 – 0,5250,261 – 0,365 Средний 0,526 – 0,6750,366 – 0,475 Выше среднего 0,676 – 0,8250,476 – 0,575 Высокий 0,826 и более 0,576 и более УФС=700-3*59-2,5*145-2,7*14+0,28*56/(350-2,6*14+0,21*152,5)=0,4 Показатель 0,4 по таблице регрессии определяется как средний.
Оценка умственной работоспособности Возраст (в год.) А (в усл.ед.) Р (в усл. ед.) Q (в усл. ед.) СПИ (в бит./сек) ,74 9 – 100, ,83 11 – ,02 13 – 140, ,11 По результатам исследования A=0.99 выше нормы P=1584 высокий Q= высокий СПИ=3,9 высокий Сравнение полученных показателей со средними показателями говорит о высокой умственной работоспособности.
17 Выводы : 1. Определено состояние здоровья: а) методом сбора плантограмм с обеих ног обследовано состояние стоп. По результатам исследования плоскостопия не обнаружено; б) изучение состояние осанки показало, что нарушений осанки нет. в) определение уровня функционального состояния организма, показывает средний уровень, между тонусами симпатического и парасимпатического отделов нет резких различий, преобладание симпатического тонуса ВНС прослеживается не во всех пробах; г) вычисление адаптационного потенциала системы кровообращения характеризуется как высокое, способность заниматься в основной группе на уроках физкультуры 2. Общий уровень физического состояния организма методом регрессии определяется как средний. 3. Исследование состояние здоровья различными методами говорит в целом о хорошем состоянии здоровья по всем измеренным показателям. 4. Оценка умственной работоспособности показывает высокие показатели резервов внимания, объема и скорости переработки информации.
18 Рекомендации : раз в неделю заниматься упражнениями, спортивными тренировками, - продолжительность занятий 60 – 80 мин., - характер упражнений: любая деятельность, в которой участвуют большие группы мышц (ходьба пешком, бег, езда на велосипеде, бег на лыжах, танцы, прыжки со скакалкой, любые продолжительные игры), - вести здоровый образ жизни, - соблюдать режим труда и отдыха, - рационально питаться, - находиться на свежем воздухе, - утро начинать с зарядки и в течение дня больше двигательной активности.
19 Спасибо за внимание!