Коммуникативные универсальные учебные действия Ищенко А.В.
Определение Коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. (М.И. Лисина, 1986)
Определение Коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи: способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, умение определять цели коммуникации, выбирать адекватные стратегии коммуникации и др. Коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи: способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, умение определять цели коммуникации, выбирать адекватные стратегии коммуникации и др.
Состав коммуникативных действий (по А.Г.Асмолову) 1. Умение общаться и взаимодействовать с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией. 2. Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия. 3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 4. Умение работать в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). 5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества. 6. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности
Коммуникативные действия обеспечивают : социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные действия Коммуникация как взаимодействие Коммуникация как кооперация Коммуникация как условие интериоризации
Коммуникация как взаимодействие коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).
Коммуникация как кооперация: согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, ориентация на партнера по деятельности.
Коммуникация как условие интериоризации- коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии: умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности; владение планирующей и регулирующей функциями речи; умение выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передавать (сообщать) их партнеру.
Формы работы, направленные на формирование коммуникативных УД организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, дискуссия. обсуждение участниками способов своего действия, проектные задания, специальные игры и упражнения по развитию коммуникативных навыков.
Возрастные особенности младшего школьного возраста: ведущая деятельность – учебная; ведущая потребность в признании и самоутверждении (в учебной деятельности); роль учителя – авторитет, организатор, сопровождающий деятельность ребенка; Тип общения со сверстниками – кооперативно-соревновательный Развитие личности, саморегуляции и мышления ребенка создает возможности для изменений в коммуникативной сфере.
Главными показателями развития коммуникативного компонента УУД в начальной школе можно считать: умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, овладение различными речевыми формами (монолог, диалог и пр.); способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
Возрастные особенности подросткового возраста: ведущая потребность – интимно-личностное общение; роль учителя – партнер; тип взаимоотношений со сверстниками - партнерский; развитие навыков межличностного общения (нравственно-этическая сторона); становление системы ценностей; развитие абстрактного мышления, планирования и прогнозирования.
Главными показателями развития коммуникативного компонента УУД в средней школе можно считать: - умение взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности; - согласовывать действия и учитывать позицию другого; - организовывать и планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем; - следовать нравственно-этическим нормам общение и сотрудничества; - владеть различными речевыми действиями и использовать их для регуляции собственной деятельности (планирование, контроль, оценка).
Спасибо за внимание!