Использование ИКТ на уроках в начальной школе Достоинство преподавания каждого учебного предмета зависит сколько от личности преподавателя, столько же и от тех учебных средств, какими он может свободно распоряжаться. Без них у него нет возможности удовлетворить многим педагогическим требованиям, как бы не казались они ему основательными и разумными. В.Я. Стоюнин.
информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации
18% учителей 1-4 классов негативно относятся к применению компьютерных технологий на уроках, не проявляют интереса к компьютеру, избегают обучения на курсах повышения компьютерной грамотности, предпочитая прибегать к помощи своих «продвинутых коллег. Педагогический стаж этой группы учителей превышает 20 лет. 54% учителей начальных классов положительно относятся к компьютеру, проявляют интерес к новым ИКТ, используют их в своей практике, среди них как молодые учителя(стаж работы до 5 лет), так и опытные педагоги. 28% учителей начальных классов положительно относятся к ИТ, интересуются ими, но не используют на своих уроках. В данную группу также вошли педагоги с разным стажем.
Среди учителей начальных классов, владеющих компьютерными технологиями: 18% не применяют их на уроках 27% используют, но редко 36% используют 2-3 раза в неделю, 19% постоянно, практически на каждом уроке
1Электронная обработка документов 2Использование готовых мультимедийных продуктов 3 Использование ресурсов сети Интернет для подготовки к урокам или для самообразования 4Использование электронной почты для переписки, общения с коллегами 5Использование компьютерных технологий во внеурочное время 6 Использование компьютерных технологий в работе с родителями, на педсоветах, заседаниях МО 7Использование собственных мультимедийных продуктов 8Профессиональные форумы, работа в сетевых профессиональных ассоциациях 9 Использование сети Интернет для участия в дистанционных конкурсах, олимпиадах, конференциях разного уровня 10Дистанционное образование (курсы повышения квалификации) Использование учителями начальных классов ИКТ В таблице приведены данные по мере уменьшения значимости:
Полезные сайты Уч.портал "На Урок. Ру"
Использование ИКТ в учебном процессе: помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; усиливает положительную мотивацию обучения; активизирует познавательную деятельность учащихся; формирует навык исследовательской деятельности; способствует повышению качества образования; позволяет повысить качество усвоения материала; позволяет построить индивидуальные образовательные траектории учащихся; осуществляет дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению; позволяет организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям: Создание презентаций к урокам; Работа с ресурсами Интернет; Использование готовых обучающих программ;
Презентации позволяют учителю наглядно представлять материал; интенсифицировать процесс объяснения нового материала; регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;
Самостоятельные творческие задания: в составлении кроссворда, ребуса по теме; в изготовлении учебного пособия; в подготовке различных творческих сообщений; в изготовлении презентаций и др.
Самостоятельные творческие задания: повышают качество знаний продвигают ребенка в общем развитии помогают преодолеть трудности вносят радость в жизнь ребенка позволяют вести обучение в зоне ближайшего развития создают благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Использование ресурсов Интернет учителями Расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета); Предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией; Дает возможности для профессионального роста; Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала; Позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ; Повышение уровня использования наглядности на уроке; Повышение производительности учебно- воспитательного процесса; Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса; Рост качества знаний.