Иконопись Урок мировой художественной культуры 8 класс Учитель Селютина Т.В.
ФЕОФАН ГРЕК (ок – ок. 1410), русский художник Главный источник биографических сведений о нем – письмо ученика Сергия Радонежского Епифания Премудрого архимандриту тверского Спасо-Афанасиева монастыря Кириллу (ок. 1415). Там сообщается, что в начале 15 в. в Москве жил «преславный мудрец, философ зело хитрый Феофан, родом грек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукой расписал много различных церквей каменных – более сорока, какие имеются по городам: в Константинополе и в Халкидоне, и в Галате (генуэзский квартал в Константинополе), и в Кафе (Феодосия), и в Великом Новгороде, и в Нижнем». Для самого же Епифания Феофан написал красками «изображение великой святой Софии Цареградской». Единственная дошедшая до нас его работа, имеющая точное документальное подтверждение, – росписи церкви Спаса Преображения на Ильине-улице (в Новгороде Великом), упомянутые в Новгородской III летописи под 1378 годом. Летописи и Епифаний указывают также, что в московском Кремле Феофан украсил фресками церковь Рождества Богородицы с приделом Святого Лазаря (вместе с Семеном Черным, 1395), Архангельский собор (1399) и Благовещенский собор (вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца, 1405), однако все эти работы не сохранились. С его именем принято связывать иконы деисусного чина Благовещенского собора, иконы Преображение из Переяславля Залесского (1403) и Богоматерь Донская из Коломны (с Успением на обороте, 1380). Из книжных миниатюр ему приписывают инициалы «Евангелия Кошки» (ок. 1392, Российская государственная библиотека, Москва).
Замечательные фрески храма Спаса-на-Ильине – эталон, по которому судят об искусстве греческого мастера. Эти образы (Христос Вседержитель в окружении архангелов и серафимов в куполе, праотцы и пророки в барабане, Богоматерь Знамение с архангелом Гавриилом, Троица, Поклонение Жертве и фигуры святых в угловом Троицком приделе на хорах) полны впечатляющего внутреннего драматизма; свободно и живописно наложенные краски подчинены общему приглушенному тону, на фоне которого яркие, контрастные пробелы кажутся вспышками неких духовных молний, что прорезают сумрак материального мира, озаряя святые лики и фигуры. По сравнению с благостной гармонией искусства Андрея Рублева (которого – как одного из младших сотрудников Феофана – вполне можно считать и одним из его учеников) стиль греческого мастера беспокоен и суров: он как бы показывает не идеальные цели, а сам процесс молитвенно-аскетического поиска, не покой, а трепет мысли, взыскующей абсолюта. Недаром ему сопутствовала репутация «художника-философа», который, как подметил Епифаний, во время работы не вглядывается в образцы, но «беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумную видит доброту».
ИКОНЫ РУБЛЁВА
Андрей Рублев (+ ок.1430), иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный. Сперва был послушником у преподобного Никона Радонежского, а потом иноком в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где скончался и погребен. Благовещение Крещение Господне Спас Вседержитель Преображение Господне Троица Ветхозаветная Спас в силах Архангел Гавриил Дмитрий Солунский Рождество Христово Сретение Господне Вход Господень в Иерусалим Вознесение Господне Святой Иоанн Предтеча Архангел Михаил Святитель Григорий Богослов Святитель Иоанн Златоуст Благовещение Сошествие во Ад Апостол Андрей Первозванный Архангел Гавриил В древнем житии преподобного Сергия Радонежского, составленном учеником его Епифанием, украшенном многочисленными миниатюрами (список XVI в.), Андрей Рублев изображен в трех видах: сидящим на подмостках и пишущим на стене храма образ Нерукотворенного Спаса; приходящим к новопостроенной в лавре каменной церкви и погребаемым лаврской братией.
На Стоглавом соборе (1551) иконопись Рублева была провозглашена образцом для подражания: прямо было ведено «писати живописцем иконы с древних образов, как греческий живописцы писали, и как писал Андрей Рублев и протчии пресловутый живописцы».
В к. XIV н. XV в. Рублев создал свой шедевр икону Троица (находится в Государственной Третьяковской галерее, на сюжет "гостеприимство Авраама". Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным голубцом и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект.
Троица Ветхозаветная Андрей Рублев Московская школа гг. 142 x 114 см доска липовая. Паволока рогожного переплетения, левкас, темпера икона. Храмовый образ из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря Москва, Государственная Третьяковская Галерея
Преображение Господне Андрей Рублев Московская школа 1405 г. 80,5 x 61 см доска липовая, ковчег, неглубокая лузга. Паволока, левкас, темпера икона. Праздничный чин Благовещенский собор Московского Кремля
Спас Вседержитель Андрей Рублев е гг. 158 x 106 см доска липовая, паволока, левкас, темпера (у иконы "Спас" правая доска сосновая, прибавлена при позднейшей реставрации икона. Центральная часть иконописного деисуса из Звенигорода Москва, Государственная Третьяковская Галерея
Крещение господне
Спас в силах Андрей Рублев Московская школа 10-е годы XV века 18 x 16 см икона Москва, Государственная Третьяковская Галерея
Рождество Христово 1405 г. 81 x 62 см икона. Праздничный чин Благовещенский собор Московского Кремля
Дионисий
Дионисий - русский живописец и иконописец. Продолжатель традиций А. Рублёва, самый значит, представитель московской школы кон. XV в. Характерной чертой его искусства были узкие, элегантные фигуры, тонкий, уверенный рисунок и часто светлые, прозрачные краски. Рисовал фрески в Пафнутьевом монастыре ( ) в Боровске, писал в моек. Успенском соборе ( ), где работал вместе с иконописцами Тимофеем, Конём и Ярезом. Работал в Иосифо-Волоцком монастыре ( ), а со своими сыновьями Феодосием и Владимиром писал фрески и иконы в Ферапонтовом монастыре ( ). Создал (1500) знаменитую икону «Крещение».
Дионисий. Митрополит Алексий с житием. Икона. Конец XV в.
Дионисий. Распятие. Конец XV в.
Русские иконы
Николай Чудотворец Икона создана в конце XIX в., когда произведения древнерусской живописи уже становились известны в своем подлинном виде, свободными от искажающих позднейших наслоений, и является примером подражания новгородской иконописи второй половины XVI в., без имитации признаков старения 19 век. Владимирские сёла
Воскресение Христово
Воскресение Христово представлено как "Восстание от гроба" и "Сошествие во ад", с другими сценами, которые стали традиционными для развернутой композиции Воскресения уже с XVII в. Вокруг -12 клейм с изображением Страстей Христовых, от Тайной вечери до Положения во гроб. Вокруг них - еще 16 клейм с изображением двунадесятых праздников, от Рождества Богородицы до Воздвижения креста, а также Троица Ветхозаветная, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Огненное восхождение пророка Илии и Покров.
Вознесение Христово Икона из праздничного ряда иконостаса. Редкой деталью иконографии является отверстое небо, принимающее в себя мандорлу с возносящимся Христом. Христос благословляет двуперстно, обеими руками. В группах апостолов лишь по две фигуры с каждой стороны изображены полностью. Их возглавляют Петр и Павел. Стиль памятника позволяет датировать его третьей четв² тью XVI в. 16 век. Среднерусские земли
Благовещение Икона из праздничного ряда иконостаса. Оригинальная подробность иконографии - велум не переброшен между зданиями, как обычно, а свешивается с шарообразного навершия башенки. Редкую конфигурацию имеет изображение неба. Колорит иконы выдает ее вологодское происхождение. Важную роль в нем играет краска индиго, положенная на зеленовато-голубую подложку, и столь же типичные для вологодской иконописи зеленая краска и коричневая краса с лиловатым опенком. Обычен для вологодской иконы и очень желтый опенок золочения, с оранжевато- желтой подложкой. Типы ликов и их письмо также типичны для Вологды. Изящество и легкость моделировок на одеяниях архангела сочетаете : плоскостной красочной кладкой на большей части поверхности. При беглости и некоторой упрощенности работы в целом мастер сделал выразительными лики персонажей. Ощутимо, что икона являлась частью большого ансамбля. Икона является характерным образцом продукции находившейся где-то на вологодских землях иконописной мастерской, создававшей комплексы произведений для иконостасов местных приходских и монастырских храмов.
Богоматерь Неопалимая Купина, с другими образами Богоматери, праздниками и святыми В среднике - Богоматерь Неопалимая купина, в иконографическом варианте, сложившемся в России в XVI в. Вокруг 16 клейм, в которых представлены Богоматерь Казанская, Покров, Троица Новозаветная, Богоматерь Всех скорбящих радость, Богоматерь Владимирская, Богоматерь Знамение, Собор архангела Михаила, Чудо св. Георгия о зиме; в остальных клеймах - избранные святые. На полях - преподобные Антоний и Феодосии Печерские и Зосима и Савватий Соловецкие. Икона является памятником живописи XIX в., выполнена в стиле палехских мастеров. 19 век. Владимирские сёла
Сретение Младенец, сидящий на руках Симеона Богоприимца, благословляет двуперстно обеими руками, обратив взор к Богородице. Тем самым он соединяет своим благословением Ветхий и Новый заветы. Эта подробность традиционна для икон развернутой иконографии Сретения, распространившихся с XVII в. Колорит иконы, построенный на сочетаниях глинистых красок, сближает ее с произведениями иконописи Нижнего Новгорода и, в меньшей степени, Костромы. Композиция и рисунок фигур, личное письмо иконы позволяют датировать ее ми годами. Конец 16 века. Нижний Новгород
Введение Богородицы во храм В иконе уникально изображение Иерусалимского храма с отверстыми вратами и приподнятой завесой, с деревьями на фасаде символизирующими рай. Редким для своего времени является изображение профиля в круглом окне здания, стоящего слева. Композиция, рисунок и пропорции фигур, типы ликов находят ближайшие аналогии во фресках Спасского собора Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле годов, а также в ряде икон несомненно ярославского происхождения. 16 век. Ярославль
Владимирская икона Божией Матери
Владимирская икона Божией Матери, по преданию, была написана Евангелистом Лукою. По желанию благочестивых современников, апостол изобразил кистью на доске лик Богоматери с Младенцем на руках. Когда иконописец принес эту и две другие иконы Богородице, Она повторила пророческие слова, сказанные праведной Елизавете: "Отныне ублажат Мя вси роди", присовокупив: "благодать Родшагося от Мене и Моя да будет со святыми иконами".
Владимирская икона Божией Матери В первой половине V века Владимирский образ был принесен из Иерусалима в Константинополь, а через семь веков доставлен в Киев к великому князю Юрию Долгорукому. С первых дней пребывания на Российской земле от иконы исходили многочисленные чудеса. С 1155 года князь Андрей Юрьевич повсюду возил икону с собой, и, после ряда чудес, получил откровение поставить ее в городе Владимире. В 1160 году 21 сентября (ст.стиль) образ был перевезен во Владимир во вновь отстроенный храм, и с тех пор получила свое название.