Урок (учебное занятие) в проектно-дифференцированном обучении НИРО,Бармина В.Я.
1. Сформированность способности к выявлению, постановке и решению проблем для получения обоснованного проектного продукта 2. Сформированность способности применять в проектной деятельности предметные знания и способы деятельности (предметное содержание в проектной деятельности). 3. Сформированность способности регулировать проектную деятельность, связанная с определением ресурсных возможностей, осуществлением контроля и оценки. 4. Сформированность способности коммуникативных действий в проектной деятельности Сформированы на уровне умения или навыка Сформированы на уровне опыта применения Урок формирования отдельного проектного действия Урок осуществления полного цикла проектной деятельности
3 Организация учебных занятий, ориентированных на формирование проектных компетенций обучающихся Организация учебных занятий, ориентированных на формирование проектных компетенций обучающихся Урок реализации полного цикла проектной деятельности Урок формирования проектных действий Цель: Освоить предметное содержание + сформировать отдельные проектные компетенции Урок как часть проектного модуля Цель: Освоить систему способов действий в рамках проектного модуля Урок формирования отдельных проектных действий Урок прикладного проектирования Цель: разработать и реализовать учебный прикладной проект (весь цикл проектной деятельности) Урок исследовательского проектирования Цель: разработать и реализовать учебный исследовательский проект (весь цикл исследовательской деятельности)
Способ формирования проектной компетентности Инструменты (способы, формы) формирования проектной компетентности Проектная деятельность Учебная деятельность Внеучебная дать Фазы ПДЭтапы ПД Урок- проект (и-е) Проектный модуль Учебные проекты Соц. проект 1Проектирование Актуализация Проблематизация Целеполагание Концептуализация Моделирование Планирование 2 Реализация. Социализация (представление) Реализация Защита проекта 3 Оценка Рефлексия. Оценка Рефлексия Механизм формирования проектных компетентностей школьников
Проектирование урока
Этапы урока, направленного на формирование проектных компетенций : 1.Подготовительный, включающий организационные моменты урока и рефлексию предшествующей деятельности; 2. Проектировочный (актуализация, проблематизация, целеполагание, планирование). Главными целями этого этапа урока являются: - осознание учащимися потребности в преодолении противоречия между «знанием» и «незнанием», «умением» и «неумением»; - выделение объекта изучения и освоения (формулирование собственной (личностно- значимой) проблемы; - определение основной учебной задачи (цели) предстоящей работы; - ориентировка в действиях, которые нужно проделать, чтобы получить образовательный продукт (пошаговое планирование способов достижения этих целей). 3. Этап реализации – решение главной проблемы урока, разработка запланированного учебного продукта. Учащиеся индивидуально или в совместно-распределенной форме выполняют учебно-познавательные действия, направленные на самостоятельный поиск и решение учебно-познавательных задач и учебно-практических задач, результаты своих действий представляют в виде учебного/проектного продукта. 4. Заключительный (оценка и рефлексия). На этом этапе учащиеся обобщают и оценивают полученные знания, рефлексируют освоенные способы действий, формулируют будущее развитие полученных на уроке знаний и умений.
1. Тема урока 2. Тип\вид урока в системе ПДО 3. Планируемые результаты урока: Предметные: Метапредметные: - Регулятивные УУД: - Коммуникативные УУД: - Познавательные УУД: Личностные : 4. Предметное содержание урока (краткий конспект из 1-2 абзацев текста) 5. Содержание деятельности учителя и обучающихся : 6. Ресурсы (средства обучения) 7. Дидактические материалы 8. Домашнее задание Технологическая карта урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика по достижению метапредметной цели Приёмы (элементы конструктора) Средства Организ-ая форма взаимодействия Результат этапа Подготовительный Проектировочный Этап реализации Оценочно- рефлексивный
Этап урока Результат этапа Урок формирования отдельного проектного действия Урок-часть проектного модуля Урок прикладного проектирования (Урок-проект) Урок исследовательского проектирования (Урок-исследование) Подготовительный Проектировочный Реализация Оценка и рефлексия
Урок «Выбор профессии»
Проектный модуль - объединение урочной (реализуемой на нескольких уроках подряд) и внеурочной деятельности в форме домашних заданий (реализуемой в свободное время между данными уроками). 1. Проектный модуль, выделяемый как тема или раздел программы по предмету - одновременное линейное выполнение всеми учащимися цикла проектной деятельности в рамках изучения конкретной темы конкретной предметной области (в рабочей программе уроки могут быть зафиксированы также, как в типовой программе, а могут иметь названия в соответствии с этапами проектной деятельности); 2. Проектный модуль, представляющий собой отдельный блок программы по предмету, нацеленный на одновременное последовательное овладение обучающимися всем циклом проектной деятельности после освоения обязательного объема содержания учебного предмета (может быть реализован в конце учебного года и не привязан к какой-либо предметной конкретной теме). Если такого рода учебные занятия будут одновременно реализованы на всех предметах (что можно приравнять к понятию «проектная неделя»), то завершающим элементом может стать мероприятие с привлечением широкого круга лиц (например, конференции, конкурсы), являющееся формой презентации результатов проектной деятельности.
Фазы П\Д Этапы П\Д уроков Предметные, метапредмет ные, личностные цели урока Продукт урока Средства (дидактические, материальные, технические) Д\З Проектирование Актуализация Проблематизац ия Целеполагание Концептуализац ия Моделирование Планирование Реализ ация. Социа лизаци я (представление) Реализация Социализация Оценк а Рефлек сия. Оценка Рефлексия
4. Концептуализация (определение требований к результату, критериев оценки результата, средств и способов осуществления действий) Алгоритм работы с проблемой и целью 1. Анализ ситуации (сравнение желаемого и действительного) Структурированная информация 2. Формулировка проблемы как несоответствия между имеющейся и желаемой ситуацией Выявление причин Факт (имеющаяся ситуация) Внешние или внутренние требования Структурированная информация Сформулированная проблема Выявленные причины 3. Формулировка цели Формулировка задач (определение направлений деятельности ) как процесс устранения причин проблемы Сформулированная цель как образ желаемого результата Поставленные задачи Сформулированная цель как образ желаемого результата Критерии оценки ожидаемого результата, необходимая информация (ресурсы) Сформулированная проблема Выявленные причины 5. Планирование действий Сформулированная Цель Поставленные задачи Определенные критерии План действий
Прием «Технология постановки целей» S (specific) конкретная, то есть четко описывающая, что нужно сделать и зачем, иметь однозначное трактование и описана как четкий, конкретный результат. М (measurable) цель должна быть измеримой с помощью конкретных индикаторов и стандартных процедур измерения. A (achievable) цель должна быть реалистичной, в принципе достижимой с точки зрения внешних факторов и внутренних ресурсов. R (relevant) цель должна быть неслучайной, обоснованной, соотноситься с другими более общими и стратегическими целями, работать на их достижение и не нарушать баланс с другими целями и приоритетами. Т (Timebound) цель должна быть четко определена во времени, должны быть конкретные сроки (и контрольные точки) ее достижения.
поисковый этап аналитический этап практический этап презентационный этап Рефлексия