2010
Качество образования в образовательном учреждении Качество результата образования Качество потенциала образовательного учреждения Совокупность знаний, умений и навыков, уровни усвоения ключевых компетентностей, сформированность личностных качеств Качество процессов (обучения, воспитания, управления) Качество ресурсов, условий (программно- методических, организационных, кадровых, информационных, материально- технических)
создание модели школьной системы оценки качества образования
провести самооценку готовности к реализации модели школьной системы оценки качества образования ; разработать локальные акты системы оценки качества образования ; разработать организационно - управленческую и структурную схемы школьной системы оценки качества образования ; разработать и апробировать систему показателей и критериев оценки качества образования ; разработать и апробировать систему показателей и критериев оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся ; разработать и апробировать технологические карты сбора информации ; разработать инструментарий оценки ;
сформировать банк компетентностно - ориентированных заданий и рекомендаций по их составлению ; организовать сбор, обработку, анализ информации ; спланировать и провести мероприятия по оценке качества образования ; провести повышение квалификации педагогов по направлениям : сбор, обработка и анализ информации, полученной в ходе диагностических и контрольных мероприятий ; разработка компетентностно - ориентированных заданий ; привлечь экспертов для проведения внешней оценки качества образования ; подготовить материалы для обобщения опыта по реализации модели системы оценки качества образования.
разработка технологического обеспечения системы, включая разработку стандарта сбора информации о состоянии образовательной системы ( система показателей и критериев оценки качества образования ) и технологических карт сбора информации ; разработка инструментария, процедур и критериев оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся ; - разработка инструментария оценки ; разработка организационно - управленческой модели системы оценки качества образования ; создание временных творческих групп педагогов по апробации элементов системы ; апробация системы и оценка ее эффективности ; подготовка необходимых методических материалов и рекомендаций для внедрения системы ; разработка программы повышения квалификации педагогических кадров, её апробация и внедрение.
Название этапасрокиОсновные направления деятельности 1Подготовительный этапСент янв 2009 выявление уровня готовности ОУ к введению модели системы оценки качества образования; анализ условий возможной реализации модели системы оценки качества образования; разработка нормативно-правовой основы модели системы оценки качества образования; разработка концептуальных оснований модели системы оценки качества образования; разработка организационно-управленческой и структурной схем системы оценки качества образования. 2Практический этапФевр 2009 – сент 2010 разработка системы показателей и критериев системы оценки качества образования; разработка технологических карт сбора информации; разработка технологии оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся; разработка инструментария оценки; создание временных творческих коллективов педагогов по апробации элементов модели; разработка методических рекомендаций по использованию содержательно- деятельностного и компетентностного подхода к оценке образовательных достижений обучающихся; по разработке компетентностно- ориентированных заданий; реализация программы повышения квалификации педагогов 3Контрольно- диагностический Окт 2010 – май 2012 анализ результативности деятельности в рамках модели системы оценки качества образования; презентация модели педагогическому сообществу; оценка эффективности созданной модели.
будут созданы : модель системы оценки качества образования ОУ ; нормативно - правовые документы функционирования системы оценки качества образования ; стандарт сбора информации о состоянии образовательной системы ; технологические карты сбора информации ; банк компетентностно - ориентированных заданий ; рекомендации по составлению компетентностно - ориентированных заданий ; программа повышения квалификации педагогов ;
будут обеспечены : рациональное и эффективное использование ресурсной базы ОУ ; эффективная организация образовательного процесса ; условия перехода на систему оценивания результатов освоения общеобразовательных программ в системе стандартов второго поколения ; информирование всех субъектов образовательной системы о состоянии качества образования в ОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень ;
будут организованы : вовлечение в мониторинговую деятельность всех субъектов образовательной системы ; привлечение экспертов для проведения внешней оценки качества образования
на уровне педагогов : повышение эффективности использования технологий оценивания образовательных достижений обучающихся ; повышение профессиональной компетентности ; повышение эффективности управления педагогическим процессом с нацеленностью на результата деятельности ; активизация участия в мониторинговой деятельности ; повышение объективности оценивания образовательных результатов.
на уровне учащихся : осознание необходимости использование механизмов самооценки ; позитивная динамика образовательных достижений ; повышение уровня информированности о критериально - оценочной системе ; выстраивание индивидуальных траекторий обучения.
на уровне родителей : повышение информированности о состоянии и динамике качества образования в ОУ ; повышение информированности о новых подходах к оценке качества образования ; активизация участия в процедурах внешней оценки.
субъективность оценки, её искажение за счёт неразработанности объективных критериев и процедур ; увеличение времени на оценку за счёт активного времени обучения ; использование времени учебного занятия для подготовки к контролю ; неполное включение педагогов в деятельность по оценке качества образования ; неоперативная обработка полученной информации ; неосознанная позиция родителей по отношению к новому пониманию качества образования ; несогласованность управленческих решений ; несогласованность критериев внешней и внутренней оценки качества условий, процесса и результатов образования ; невозможность использования модели системы оценки качества образования другими образовательными учреждениями без учёта особенностей школы.
обучающиеся и их индивидуальные образовательные достижения ; педагоги ( обучающие ); образовательные программы ; образовательный процесс ; ресурсное обеспечение образовательного процесса ; система управления ОУ.
Основные подходы : 1. Содержательно - деятельностный 2. Компетентностный
Раздел 1. Компетентностный подход в образовании. Тема 1. Ключевые компетентности как результат образования Тема 2. Организация компетентностно - ориентированного образовательного процесса Раздел 2. Разработка компетентностно - ориентированных заданий по учебным предметам Тема 1. Структура компетентностно - ориентированного задания Тема 2. Типичные ошибки, возникающие при проектировании компетентностно - ориентированного задания Тема 3. Инструмент проверки компетентностно - ориентированного задания Тема 4. Моделирование образовательных ситуация с использованием компетентностно - ориентированных заданий
Оценка кадрового потенциала Оценка профессиональной компетентности педагогов Оценка нормативно - правового обеспечения образовательного процесса Оценка программно - методического обеспечения образовательного процесса Оценка материально - технического обеспечения образовательного процесса Оценка информационно - аналитических условий
Внешняя оценка качества образования – это оценка, данная : - государством в лице государственных аттестационных и аккредитационных комиссий ; - социумом ; - профессиональной средой.
Координационный совет по развитию СОКО Администрация ОУ Мониторинговая служба Методический совет Временные исследовательские коллективы педагогов и экспертные группы Аттестационная комиссия Педагогический совет Психологическая служба Методические объединения Оргкомитете школьного интеллектуального фестиваля
( система критериев и показателей оценки качества образования )
Кадровое обеспечение образовательного процесса. Оценка кадрового потенциала. КритерииПоказателиИсточники информации Обеспеченность кадрами -наличие/отсутствие вакансий -укомплектованность педагогическими и руководящими работниками -обоснованность расстановки кадров -% педагогов, имеющих высшее педагогическое образование -состав работников по стажу штатное расписание тарификация личные дела работников должностные инструкции Уровень квалификации педагогических и руководящих работников -количество и % аттестованных работников - количество и % работников, аттестованных на высшую квалификационную категорию - количество и % работников, аттестованных на первую квалификационную категорию - количество и % работников, аттестованных на вторую квалификационную категорию -сведения о числе работников, завершивших процесс аттестации - аналитическая записка по итогам аттестации педагогических и руководящих работников Повышение квалификации педагогов -периодичность курсовой подготовки - соответствие курсовой подготовки Программе развития ОУ -сведения о курсовой подготовке педагогов
Обеспечение информационных условий образовательного процесса КритерииПоказателиИсточники информации Информированность родителей о содержании и направлениях деятельности ОУ -периодичность информирования родителей о содержании, направлениях и результатах деятельности ОУ -материалы конференций родителей -информация о количестве посетителей школьного сайта -протоколы родительских собраний Информированность педагогов о новых тенденциях развития федеральной и региональной систем образования -знание педагогами содержания основных нормативных документов в области образования, в том числе ГОС ФК и НРК -понимание целей и задач педагогической деятельности в соответствии с новыми тенденциями развития федеральной и региональной систем образования -собеседование -анкетирование -аналитические отчёты педагогов Уровень сформированности аналитической и прогностической культуры педагогов - умение педагогов ставить операциональные и диагностичные цели - способность педагогов к самоанализу и адекватной самооценке процесса и результатов собственной деятельности -аналитические отчёты педагогов -технологические карты посещения педагогических форм Информированность обучающихся и родителей о правах и обязанностях субъектов образовательной системы -периодичность информирования обучающихся и родителей правах и обязанностях субъектов образовательной системы -подписные листы- приложения к Уставу ОУ -информация о количестве посетителей школьного сайта
Уровень и динамика обученности по предметам Результаты творческой деятельности Уровень социальной активности уровень сформированности ключевых компетентностей Динамика образовательных потребностей и интересов Самооценка и рекомендации педагогов
Систематичность повышения квалификации Работа по обобщению и распространению собственного педагогического опыта Использование современных образовательных технологий Характеристика рабочих программ Организация социального партнёрства Динамика учебных достижений обучающихся
Реализацию проекта можно считать эффективной, если в образовательном учреждении произойдут следующие качественные изменения : условий образовательного процесса : овладение педагогами новыми технологиями оценивания образовательных достижений обучающихся ; повышение информационной и аналитической культуры педагогов ; повышение конкурентоспособности ОУ на рынке образовательных услуг ; удовлетворённость участников образовательного процесса ресурсной базой образовательного учреждения ; повышение информированности участников образовательного процесса о состоянии и динамике качества образования в ОУ. результатов образования : позитивная динамика образовательных достижений обучающихся ; удовлетворённость участников образовательного процесса результатами образования ; положительные отзывы потребителей образовательных услуг, внешних организаций о качестве подготовки выпускников.