ИЗДАТЕЛЬСКОГО ЦЕНТРА «ВЕНТАНА – ГРАФ»
Для основной школы 6-9 класс Рекомендованы 5 завершенных линий учебников по обществознанию (вкл. экономику и право): Боголюбова Л.Н. («Просвещение») Кравченко А.И. («Русское слово») Никитина А.Ф. («Дрофа») Бордовского Г.А. («Вентана-Граф») Данилов Д.Д., («Баласс»)
Для средней (полной) школы класс Рекомендованы 7 завершенных линий: Боголюбова Л.Н. («Просвещение») Полякова Л.В. («Просвещение») Гуревича П.С. («Мнемозина») Кравченко А.И. («Русское слово») Никитина А.Ф. («Дрофа») Салыгина Е.Н. («Вентана-Граф») Бордовского Г.А. («Вентана-Граф»)
Право Рекомендовано 5 учебников для профильного уровня Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И. («Просвещение») Никитин А.Ф. («Дрофа») Воронцов А.В., Романов К.С., Баранов П.А. под ред. Бордовского Г.А. («Вентана-Граф») Кашанин Т.В. («Вита-Пресс») Певцова Е. А. («Русское слово») и 3 учебника базового уровня
Экономика Рекомендовано 2 учебника для профильного уровня Иванов С.И., Шереметова В.В., Скляр М.А. и др. / Под ред. Иванова С.И. Экономика (профильный уровень) Хасбулатов Р.И. «Дрофа» и 6 учебников для базового уровня, в том числе Королева Г.Э., Бурмистрова Т.В. («Вентана- Граф»)
АВТОРЫ ХОТЕЛИ: ОБЕСПЕЧИТЬ РАВНОВЕСИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ КУРСА ВЫСТРОИТЬ ЕДИНУЮ ЛИНИЮ УЧЕБНИКОВ НЕ ТОЛЬКО ПО СОДЕРЖАНИЮ, НО И ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ УМЕНЬШИТЬ ДАВЛЕНИЕ КОНЦЕНТРИЧЕСКОГО ПОДХОДА ОБЕСПЕЧИТЬ КАК ПОДГОТОВКУ К ЕГЭ, ТАК И ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТЬ, ДИСКУССИОННОСТЬ КУРСА СОЗДАТЬ «УЧИТЕЛЬСКИЙ УЧЕБНИК» ОТРАЗИТЬ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ НОВОЙ ЛИНИИ НОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НОВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ПРОСТРАНСТВУ ДОМИНИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ НОВЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ
ВВЕДЕНИЕ НОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА: Широкая пропедевтическая подготовка учащихся начальной школы в рамках предмета «Окружающий мир» Изучение обществознания начнется с 5 класса Методологической основой нового стандарта является компетентностный подход в обучении Самым выбираемым предметом при сдаче ЕГЭ во всей стране стало обществознание Вводится ГИА по обществознанию в 9 классе
СОЮЗ УЧЕНЫХ, МЕТОДИСТОВ, УЧИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ
Барабанов В. В. (6, 10 – к. пед. н.) Баранов П. А. (10-11 право – д. пед. н.) Воронцов А. В. (10-11, право) Королева Г. Э. (10-11, экономика – к. экон. н.) Корсун Р. П. (7, к. пед. н.) Кошкина С. Г. (10, к. соц. н.) Малявин С. Н. (10, д. филос. н.) Насонова И. П. (6,9 – к. пед. н.) Наумов С. А. (11, к. полит. н.) Романов К. С. (право, к. ист. н.) Соболева О. Б. (5,7, 8, 10 – к. пед. н.) Чайка В. Н. (8 – к. юрид. н.) Иванов О.В. (5 – к. пед. н.)
СВОЙ МНОГОЛЕТНИЙ ОПЫТ НАУЧНОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ И УЧИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА УЧЕНИКОВ И УЧИТЕЛЕЙ: «КАКИМ ОНИ ХОТЯТ ВИДЕТЬ УЧЕБНИК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ?» ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ УЧЕБНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Белоруссия Украина Венгрия Польша Китай Турция Великобритания Австрия Германия Бельгия США
УЧЕБНИКИ 6-9 КЛАССА ПРОШЛИ УСПЕШНУЮ АПРОБАЦИЮ НА 150 ПЛОЩАДКАХ РАЗНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ ВСЯ ЛИНИЯ АПРОБИРУЕТСЯ САМИМИ АВТОРАМИ В ОБЫЧНЫХ ШКОЛАХ САНКТ- ПЕТЕРБУРГА И МАГАДАНА
Первый концентр ( подзаголовки учебников ) 6 КЛАСС – ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ 7 КЛАСС – ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ 8 КЛАСС – ПРАВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 9 КЛАСС – ЭКОНОМИКА ВОКРУГ НАС Второй концентр ( основы знаний по дисциплинам ) ФИЛОСОФИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 10 КЛАСС – ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 11 КЛАСС - ПОЛИТОЛОГИЯ, ПРАВО, ЭКОНОМИКА
(Начальная школа – пропедевтика, отдельные фрагментарные знания) Основная школа - относительно целостное представление, ориентация в актуальных для возраста проблемах Полное среднее образование (базовый уровень) – целостное представление, изучение тенденций, ориентация в актуальных и перспективных для личности и общества проблемах Полное среднее образование (профильный уровень) + изучение основ социальных наук
Овладение уровнем образованности 6-9 Функциональная грамотность базовый Общегражданская компетентность профиль Пред- профессиональная компетентность
ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ 5/ БАЗОВЫЙПРОФИЛЬ 1 ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ (не названа, но есть в содержании) 2 ЛИЧНОСТНАЯ 3 ИНФОРМАЦИОННАЯ 4 ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ 5 СОЦИАЛЬНАЯ 6 ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНАЯ 7 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ (очень подробно) 8 КОММУНИКАТИВНАЯ (очень подробно) 9 КРЕАТИВНАЯ (нет)
учебники фиксированного формата (УФФ) – учебники в которых четко и сходно выстроена структура по всему учебнику, по разделам и по параграфам («матрешка»)
Введение к учебнику (что, зачем и как учить?) Разделение на разделы Заключение Задания по типу ЕГЭ Словарь или Указатель основных понятий Дополнительные источники информации Анкета для учащихся Страничка для родителей
Введение (что и зачем изучается) Разделение на параграфы Обобщающие задания
Вопросы на актуализацию знаний (опора на внутрипредметные и межпредметные связи и личный опыт учеников) Проблемный эпиграф Разделение параграфа на пункты («фонарики») Краткие выводы Основные понятия Вопросы и задания
Из истории Социальный факт Обратимся к документу Сюжетный рассказ Справка (все дополнительные тексты вставлены в контекст параграфа)
Проверьте себя (репродуктивные) Поймите себя (рефлексивные) Подумайте (проблемные) Придумайте (творческие) Узнайте ещё (расширение образовательного пространства)
Схемы Таблицы Карты Фотографии Учебные картины Символы Карикатуры Плакаты Иллюстративные вставки (фотографии)
Большое число разноплановых вопросов и заданий в разных местах учебника и разных видов Дополнительные тексты и иллюстрации несут собственную содержательную нагрузку Широкая опора на личный опыт учеников ПРАКТИКА - ТЕОРИЯ - ПРАКТИКА
ИЗДАНЫ УЧЕБНИКИ: 6 КЛАСС 7 КЛАСС 8 КЛАСС КЛАСС – ПО ЭКОНОМИКЕ КЛАСС – ПРОФИЛЬНЫЙ ПО ПРАВУ ВСЕ УЧЕБНИКИ ДОЛЖНЫ ВЫЙТИ ДО НОВОГО ГОДА (ПОСТАВЛЕНЫ В ПЛАН)
Вышли: Программа 6-11 класс Проектирование учебного курса – 6 класс Рабочая тетрадь – 6 класс Проектирование учебного курса– 7 класс Рабочая тетрадь 7 класс В планах: К каждому учебнику для основной школы – рабочая тетрадь, методические рекомендации, поурочные разработки, электронное пособие К каждому учебнику для полной средней школы – поурочные разработки, электронное пособие
ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и их уже сложившимися представлениями (а возможно и со стереотипами и предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе.
Начинать изучение содержания примерной программы по обществознанию как самостоятельного учебного предмета целесообразно, как показывает опыт, с того, что наиболее близко и понятно младшим подросткам: собственного их «социального лица» и ближайшего социального окружения (семья, друзья). При этом особое внимание следует уделять нравственным основам межличностных отношений. Эта тематика доминирует в 5 классе.
ВВЕДЕНИЕ или «Чему учит обществознание?» ГЛАВА 1. Доброе утро! ГЛАВА 2. Твоя любимая школа ГЛАВА 3. Твой досуг ГЛАВА 4. В семейном кругу ЗАКЛЮЧЕНИЕ или Обществознание вокруг тебя Итоговое задание Коллективный проект «Твой микрорайон»
ГЛАВА 1. Доброе утро! Вводная страница §1. Тебе 11 §2. Пробуждение §3. Утром дома §4. Собираясь в школу §5. По дороге в школу Заключительное задание Проект- тренинг – идеальное утро ГЛАВА 2. Твоя любимая школа Вводная страница §6. Правила школьной жизни §7. Тише, идет урок! §8. Серьезная перемена §9 Твои классные друзья! §10. Участие в общественной жизни §11. Домашнее задание Заключительное задание Фант-проект «Идеальная школа»
ГЛАВА 3. Твой досуг Вводная страница §12 Прогулка §13 Игры народов мира §14 Дополнительное образование §15 Зачем тебе телевизор? §16 Самое главное из искусств? §17 Читать не модно? §18 Зачем тебе компьютер? Заключительное задание Творческий проект «Художественный редактор» ГЛАВА 4. В семейном кругу Вводная страница §19 Современная семья §20 Роли в семье §21 Дети и родители §22 Братья и сестры §23 Семейные традиции §25 Порядок в доме §26 Поход в магазин §27 Домашние питомцы §28 Итоги дня Заключительное задание Исследовательский проект «Семейный портрет»
Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Как человек познает мир и самого себя. Образование и самообразование. Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками. Различия в поведении мальчиков и девочек. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Общение. Стили общения. Межличностные конфликты. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу Российское общество в начале XXI в. многонациональный состав населения РФ. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества. Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и обычаи. Гражданственность и патриотизм. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека. Экономика семьи. Социальная политика российского государства. Информация и способы ее распространения. Средства массовой информации. Интернет. Культура, ее многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира. Виды образования. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране. Как приспособиться к быстрым переменам. Непрерывное образование. Новое отношение к труду. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт.
Здоровый образ жизни. Безопасность жизни. Образование и самообразование. Особенности подросткового возраста. Различия в поведении мальчиков и девочек. Семейные ценности и традиции. Стили общения. Интернет. Искусство. Мода и спорт.
П.1. Непохожие П.2. Друзья, враги, приятели П. 3. Люди с ограниченными возможностями П.4. Кто откуда?
Е. Евтушенко Подведение под понятие «индивидуальность» Основа для воспитания толерантности П.1. НЕПОХОЖИЕ Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы – как истории планет. У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее…. ??? Как понимаете этот фрагмент стихотворения? Перечислите, чем люди отличаются друг от друга. Попробуйте разделить их на группы. Какие из них влияют на отношения между людьми?
Не наживай дурных приятелей – Уж лучше заведи врага: Он постоянней и внимательней, Его направленность строга… (В. Шефнер) Человеку надо мало: чтоб искал и находил. Чтоб имелись для начала друг – один и враг – один…. (Р. Рождественский) Если друг оказался вдруг И не друг и не враг, а так Если сразу не разберешь Плох он или хорош, Парня в горы тяни – рискни Не бросай одного его Пусть он в связке одной с тобой- Там поймешь, кто такой! (В. Высоцкий) ??? Считаете ли вы себя общительным человеком? Есть ли у вас приятели, друзья, враги? Сколько их? В чем отличие друга от приятеля? Как отличить друга от приятеля? Почему наличие врага может сыграть положительную роль в воспитании человека? ИСКУССТВО КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ
Думают иные – те, кто звуки слышат, Те, кто видят солнце, звезды и луну: Как она без зренья красоту опишет, Как поймет без слуха звуки и весну? Я услышу запах и росы прохладу, Легкий шелест листьев пальцами ловлю. Утопая в сумрак, я пройду по саду, И мечтать готова, и сказать: люблю. Я умом увижу, чувствами услышу, А мечтой привольной мир я облечу…. Каждый ли из зрячих красоту опишет, Улыбнется ль ясно яркому лучу? Не имею слуха, не имею зренья, Но имею больше – чувств живых простор: Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем Я соткала жизни красочный узор. (О. Скороходова) ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЭМПАТИЯ
Как составлять план текста Как составлять сравнительную таблицу Как доказывать свои суждения Как работать с иллюстрацией Как давать характеристику личности Как давать оценку личности Как готовить сообщения Как готовить домашнее задание по нашему учебнику Как работать над проектом?
Введение в обществознание Глава I. Человек часть природы §1- 4 Глава II. Познавая мир и самого себя § Глава III. Деятельность человека § Глава IV. Жизненный путь человека § Глава V. Человек в мире культуры § Заключение Жизненные ценности человека
ЗАМЕНЯЕТ ОБЫЧНУЮ ТЕТРАДЬГОТОВИТ К ГИА
Введение Часть I. Общество и его структура §1- 6 Часть II. Человек в обществе §7- 16 Часть III. Общество и государство §17-23 Часть IV. Современное общество § Заключение Роль человека в современном обществе
ПО ВЫВОДАМ КАЖДОГО ПАРАГРАФА СОСТАВЛЕНИЕ «ХАРТИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ» В КОНЦЕ ТЕТРАДИ К КАЖДОМУ ПАРАГРАФУ «ЗАДАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»
Введение Часть I Общество, государство, право §1 – 8 Часть II Конституционное право России § 9 – 15 Часть III Правовой Статус личности § Часть IV Правовое регулирование в различных отраслях права § Заключение Что такое правовая культура?
Замена репродуктивных заданий требованиями стандарта Существенный элемент хрестоматии (работа с документами) Использование документа как наглядного иллюстративного материала Задания на применение профессиональных знаний для решения жизненных задач
Где и когда могла быть впервые создана статуя богини? Какие символы ее отличают? Объясните их значение. Иллюстрация – как источник информации. Задания на развитие мышления и применение межпредметных связей.
из законов Хаммурапи Из Русской Правды Если человек украл имущество храма он должен быть казнен Если человек ударил отца, ему следует отрубить руку 6. Если кто отсечет какой либо палец, то платит 3 гривны за обиду. 7. А за усы 12 гривен, а за бороду 12 гривен. 25. А за княжеского коня, если тот с пятном, 3 гривны ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ХАРАКТЕРЕ ПРАВА
РАЗДЕЛИТЕ ЭТИ ГЛАВЫ НА НЕСКОЛЬКО ГРУПП. УКАЖИТЕ ОСНОВАНИЯ, ПО КОТОРЫМ ВЫ ЭТО СДЕЛАЛИ 1. О вызове на суд 2. О нападениях и грабежах 3. О вольноотпущенниках 4. О человекоубийстве скопищем 5. О краже свиней 6. О нанесении увечий 7. Об оскорблении словами 8. О передаче имущества 9. О неявке в суд ЗАДАНИЕ В ТЕМЕ «СИСТЕМА ПРАВА» ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ
Введение РАЗДЕЛ I. Экономическая наука. Экономические блага §1 - 5 РАЗДЕЛ II. Рынок и рыночный механизм § 6-15 Раздел III. Государство в рыночной экономике § Раздел IV. Экономика в жизни человека §24-27 Заключение: Индивидуально-групповой проект «Выбор пути» (проект рассчитан на три урока)
РАЗДЕЛ I. Человек. Природа. Общество. § 1 Человек как биосоциальное существо § 2 Многообразие человеческой деятельности § 3-4 Сознание и познание § 5 Феномен человека. Урок -практикум
§ 6 Общество как социальная система § 7 Социальная структура общества § 8 Социальные группы §9 Молодежь как социальная группа §10 Социальные институты § 11 Многообразие социальных институтов и их роль в обществе. Урок- семинар §12 Семья и брак §13 Социальные нормы §14 Социализация индивида §15 Адаптационные стратегии личности в изменяющемся обществе. Урок-практикум §16 Социальные статусы и роли §17 Социометрия. Урок-практикум §18 Социальный конфликт §19 Этнические общности и национальные отношения
§20 Что такое культура? §21 Типология культур ы §22 Молодежные субкультуры. Урок-семинар §23 Что такое духовная культура? §24 Художественная культура §25 Философия §26* История философской мысли §§27 Религия §28-29 Тоталитарные секты – угроза религиозного экстремизма. Урок-практикум §30 Мораль §31 Мировоззрение и менталитет §32 Роль науки в современном развити и §33 Образование §34 Современная культура
§35 Динамика развития общества §36 Россия и мир. Особенности современного развития §37 Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века §38 Пути преодоления угроз и вызовов современному человечеству. Урок-семинар § Социальное развития современной России, мира, вашего региона. Урок-семинар. Заключение
Раздел I. ЭКОНОМИКА § 1-14 Раздел II. ПОЛИТИКА §15-27 Раздел III. ПРАВО § 28-42
формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю формированию целостной, адекватной и доступной картины общества освоение типичных социальных ролей человека и гражданина
умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов
предпрофильное самоопределение школьников выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель, избиратель и др.);
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике на: ………………….
В 5 классе – каждый из 4 разделов заканчивается разными типами проектов В конце учебника приведена памятка как работать с проектами 6-8 класс – фрагменты проектной деятельности 9 класс заканчивается большим проектом по «предпрофессиональному самоопределению» класс – несколько нетрадиционных ( в том числе проектных) уроков в каждой теме
В 2010 ГОДУ АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ ЗА ДАННУЮ ЛИНИЮ УЧЕБНИКОВ НАГРАЖДЕН ПРЕМИЕЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В НОМИНАЦИИ «РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
ВСТАВЛЕНО В УЧЕБНИК 5 КЛАССА Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями Усиление социальной направленности политики российского государства. Политические события и судьбы людей Мода и спорт Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. ( у нас есть только правовой аспект, а в Программе предложен еще моральный) Судебное разбирательство. Межгосударственные отношения. Международные политические организации. Национальная безопасность. Сепаратизм.
УВЕЛИЧИТЬ ЧИСЛО ПРАКТИКУМОВ РУБРИКА «ПРАКТИКУМ» ЕСТЬ ТОЛЬКО В 9 КЛАССЕ ЕСТЬ ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И РУБРИКА «УМЕТЬ» В 8 КЛАССЕ
Не полный методический шлейф Апробация идет только 2 года
Четкое соответствие ГОС Возможно введение пропедевтического курса в 5 классе Постепенная подготовка к ГИА и ЕГЭ Преемственность не только в содержании обучения, но и в формировании умений Авторский коллектив из ученых, методистов, практикующих учителей и родителей Оптимизированный объем (под часы базисного учебного плана, но с резервным временем) Активная реализация межпредметных связей с историей, литературой, географией, ОБЖ Учет регионального компонента Цветность, использование различных видов наглядности Опора на жизненный опыт учеников Деятельностный подход Наличие разработок нетрадиционных уроков
www//osobo.ucoz.ru