Виды глагола БурцеваТ. П. Учитель русского языка и литературы МБОУ «Сахарозаводская СОШ»
Н. ЗАБОЛОЦКИЙ « Слова должны обнимать и ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и хороводы, они должны петь, трубить и плакать»
Цели: 1. Закрепить написание НЕ с глаголами. 2. Вспомнить способы образования глаголов. 3. Дать представление о глаголах совершенного и несовершенного вида. 4. Научиться находить глаголы в тексте и определять их вид. 5. Воспитывать любовь к родному языку.
Подумайте !!!!!!!!! Часть речи, которая упала с печи, ударилась об пол, называется… Что вы знаете об этой части речи? На какие вопросы отвечает? Что обозначает? Как пишется НЕ с глаголами?
Орфографический диктант (Не)ооздоровит..ся, прил..жить, р..мстительность, р..сток, не нас(ст)ный, прил..гательное, возле..гать, сер..це, мур..вей, св..с(ст)нуть, с..бака, профи..ия, выкр..кнуть, бежишь.., врач., мышь., в…ст…б..ль, д..р..во, (не)прибежишьь.., (не)ооздоровит..ся, м..нд..рин, в..лос..пед, п..нал, прил..гать, (не)помогать.
Вид глагола Заиграли, разлились. Моросит, трогаются, идет. -Какие глаголы употреблены с приставкой и обозначают законченность действий? -Какие глаголы различаются по смыслу, морфемами и по вопросу?
Запомни!!!!! Я глагола вид совершенный, И ничуть я, ребята, не вредный. Вы вопрос что сделать? скажите, Так меня везде отличите. -На какой вопрос отвечает данный вид глагола и как называется? А я, ребята, несовершенный вид, И звание мне это вовсе не претит. Вопрос что делать? задайте, И голову мне не ломайте. - На какой вопрос отвечает этот вид глагола? Назовите.
Попробуй))) Запиши глаголы в 2 столбика: сов. и несов. вида Решает, ненавидит, слышится, влюбиться, опечалилась, красится, думает, участвует, хочется, бежит, побелить, загореть. – Выполни морфемный разбор выделенных глаголов.
– Запиши глаголы в 2 столбика: сов. вида и несов. вида. Поклонился, положил, загорает, запирать, освещать, решает, ненавидит, слышится, влюбится, опечалилась, красится, думает, участвует, хочется, бежит А еще разочек!!!!!
Тренировочные упражнения!!! Открой учебник на стр. и выполни упражнение
Лингвистическая задача! -Выпишите глаголы, определите их вид. 1. Поклажа бы для них казалась и легка, да лебедь рвётся в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду. 2. Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела, Оглянуться не успела, как зима катит в глаза. 3. Свинья под Дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала; Наевшись, выспалась под ним; Потом, глаза продравши, встала. И рылом подрывать у Дуба корни стала.
Итог изучения темы. Что нового о глаголе вы узнали сегодня на уроках?
Домашнее задание. Выучи теоретический материал. Выполни морфемный, разбор следующих слов: задумался, старался, перескажи. Сочини стихотворение, используя только глаголы и служебные части речи.